Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему Иоанн Кронштадтский был "актером"?

Оглавление

Протоиерей Иоанн Кронштадтский имел и имеет огромную популярность у православных верующих. В начале 20 веке даже возникло новое религиозное движение внутри церковной среды — иоанниты. Они считали Иоанна воплощением Иисуса Христа.

Сегодня фигура Кронштадтского по-прежнему актуальна, его культ поддерживается на самых высоких уровнях церковной власти. В 1990 году Кронштадтского канонизировали в лике праведных. Патриарх Кирилл связывает свое исцеление от тяжелой болезни в детстве с молитвой Иоанну Кронштадтскому. Также существует поверье, что дед патриарха Кирилла Василий Гундяев крестил своего сына Михаила (отца патриарха) в Кронштадте у самого Иоанна, где последний сказал: "Вот — земной апостол будет".

Однако не все современники Кронштадтского считали его святым человеком. Лейб-хирург императора Александра III и профессор Императорской медико-хирургической академии Николай Александрович Вельяминов пишет в своих воспоминаниях об Иоанне весьма непопулярные среди верующих замечания.

Иоанн Кронштадтский и Николай Вельяминов.
Иоанн Кронштадтский и Николай Вельяминов.

Об отношении Александра III к Иоанну Кронштадтскому

Сначала Вельяминов пишет о причинах неприязни Александра III к Иоанну Кронштадтскому:

Сколько я знаю, не любил Государь отца Иоанна за то, что он своей популярностью, может быть, несколько искусственной, слишком выделялся из общей среды духовенства — Государь был глубоко верующий, но прежде всего строго придерживался традиций православия, а православие не допускает, чтобы молитвы одного священника имели больший доступ к Престолу Всевышнего, чем молитвы всякого другого, кроме святых, святым же о. Иоанн церковью признан не был, поэтому в глазах истинно православного человека о. Иоанн как-бы грешил тем, что придавал своим молитвам какое-то особенное значение.

Затем Вельяминов свидетельствует, что Иоанн напрашивался к царю с целью поднять свой статус и престиж:

Я думаю, что Государь подозревал у отца Иоанна желание выдвинуться и бить на популярность, а "популярничание" Государь ненавидел и искренно презирал. По словам В. К. Николая Михайловича, написавшего о последних днях Императора Александра III особую брошюру, отец Иоанн приехал "по почину" Вел. Кн. Александры Иосифовны и Королевы Греческой, "на что Августейший больной дал свое согласие", тем не менее Он сразу его не принял.

Позже Иоанн все-таки смог попасть к императору, когда тот находился в предсмертном состоянии. Их встречу Вельяминов оценивает также негативно:

В тот же день утром Государь принял отца Иоанна, который совершил молитву, очень недолго беседовал с больным и спросил, прикажет ли Государь ему остаться или ему нужно уехать. Государь, как пишет Вел. Кн. Николай Михайлович, ответил ему: "Делайте, как знаете".   На следующий день 11 октября Государь чувствовал себя очень слабым и утомленным. Я объяснил себе это, главным образом, последствием волнений при встрече с невестой, а может быть и при молитвах отца Иоанна.

О слабости царя и влиянии окружения

Вельяминов полагает, что императрица и приближенные княжны побуждали царя принять к себе Иоанна:

19-го утром, в то время, как все были в церкви, Государь призвал отца Иоанна и снова исповедовался и причастился. В тот-же день вечером у больного появилось кровохарканье, вследствие инфаркта в легком.
"Сделал-ли Царь это по собственному почину, или нет? Я почти смело могу сказать — что нет", — пишет великий князь Николай Михайлович; я же не сомневаюсь, что очень ослабевший больной, потерявший уже свою волю, уступил настояниям Вел. Кн. Александры Иосифовны и Королевы Греческой, которые достигли этого через Императрицу, вероятно, глубоко веруя, что молитвы отца Иоанна могут привести к чуду. Говорили, что на этот раз отец Иоанн произвел на Государя очень хорошее впечатление, но я не сомневаюсь, что бедный больной, исстрадавшийся и совершенно ослабевший, просто легко поддался внушению этого бесспорно умного и хитрого человека, обладавшего большим даром внушения не только больным, но и многим здоровым, но слабовольным и не стойким лицам; ему-же, отцу Иоанну, его приближение к любимому народом Царю, в последние дни Его жизни, принесло неисчислимую пользу, до крайних пределов увеличив его популярность в народе.

В последние минуты жизни царь снова принял к себе Иоанна:

После причастия Государь как будто несколько оправился и продолжал оставаться в том-же кресле среди своих самых близких членов Семьи, т. е. Государыни, детей и невестки; кроме того, здесь были Лейден и я. Говорили, что еще утром Государь выразил желание видеть отца Иоанна, который после обедни около 12 часов и прибыл. Государь встретил его очень ласково и, несомненно, был очень доволен его появлением. О. Иоанн совершил молитву и помазал некоторые части тела святым елеем. После этого Государь его отпустил. Уходя отец Иоанн громко сказал не без рисовки: "прости (т. е. прощай), Царь".
Александр III на смертном одре.
Александр III на смертном одре.

О причинах популярности Иоанна Кронштадтского

В заключительной части своих воспоминаний Вельяминов прошелся по личности Иоанна Кронштадтского, назвав его актером и чуть ли не харизматом. Популярность Иоанна он объясняет малограмотностью паствы и изворотливостью кронштадтского проповедника.

Что касается отца Иоанна, то Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актер, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом — кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра Государя — это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший еще жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актер...

Источник: Вельяминов Н. А. Воспоминания об Императоре Александре III.