"Завтра принадлежит мне!" - самоуверенное заявление, но у Алекса Харви и его доблестной банды в 1975 году были все основания утверждать это. Их предыдущий альбом неплохо продавался и сумел пробиться в чарты, потом были гастроли по США, во время которых музыканты не только отрывались на сцене, доводя публику до исступления, но и сочиняли новые песни во время долгих томительных переездов по нескончаемым американским дорогам. Суровая гастрольная жизнь наложила на эти песни свой отпечаток, в них мало весёлых ноток, а привычный чёрный юмор стал ещё чернее, и в него проникли бациллы хоррора. Всё более активное участие в сочинении принимал гитарист Элистер "Зэл" Клеминсон, во многом благодаря ему материал получился более жёстким и конкретным, чем на эклектичном предшественнике The Impossible Dream. Хард-роковая составляющая доминировала, а для того, чтобы придать композициям изысканность и элементы прогрессива, у группы имелся клавишник-фантазер Хью МакКенна, с чьим участием были написаны две продолжительные пьесы, ставшие "изюминками" нового альбома. Конечно, лидером коллектива оставался его неподражаемый фронтмен Алекс, но если в начале существования SAHB он писал львиную долю музыки, то здесь погоду уже делают более молодые коллеги. Их усилия цементировала неизменная ритм-секция в лице бас-гитариста Криса Глена и барабанщика Теда МакКенны (двоюродного брата Хью МакКенны).
Вернувшись из Америки, "Сенсационная банда" провела первые месяцы 1975 года в лондонской студии "Скорпио", записывая свежесочинённые песни для нового альбома. Музыканты работали слаженно и вдохновенно, звучание было великолепным, группа предвкушала заслуженный успех - и когда в апреле пластинка появилась в продаже, все надежды оправдались: десятое место в Британии - наивысшая позиция в истории группы. Но главное для нас, конечно, не это, а то, что работа получилась действительно очень сильной и интересной, не потеряв с годами ни капли своего очарования.
Альбом начинается с прогулки по Экшен Штрассе - это, конечно, район соблазнов и приключений. Харви решает вспомнить давние деньки, когда он юнцом выступал в Гамбурге, в знаменитом Star Club (и между прочим, выступал неплохо, судя по памятной дощечке на стене клуба, где его имя высечено в одном ряду с Битлз). Песню Action Strasse открывает тревожный искажённый звук, переходящий в заводной гитарный рифф. На таком фоне вокалист мяукающим голосом поёт о женщинах с пониженной социальной ответственностью, которых можно встретить в этом райском уголке. Что касается музыки, это хард-блюз, но не в таком помпезном варианте, как у Led Zeppelin, а приземлённо простонародный, каким его подхватили у Харви прибывшие из Австралии AC/DC. Нетрудно заметить, что именно манерой пения Алекса вдохновлялся молодой Бон Скотт. Но, конечно, только Харви мог додуматься вставить в прямолинейный рок-номер неожиданный плясовой фрагмент, достойный сопровождать любую вакханалию. Эта склонность к абсурдно-гротескному юмору дала одному критику повод сравнить Харви с Фрэнком Заппой, тоже любителем глумлений и непристойностей.
Две следующие композиции, Snake Bite (Змеиный укус) и Soul In Chains (Душа в оковах) продолжают тему роковЫх красоток и рОковых изощрений. Гитара Клеминсона просто искрит, настолько ярко он играет - мастерюга! Отдельного разговора заслуживает семиминутная сюита The Tale Of The Giant Stone Eater (Рассказ о гигантском камнееде). На эту фантасмагорию Алекса вдохновил увиденный им огромный экскаватор, с ревом и вонью раскапывавший землю в одном из девственных уголков шотландской природы. Сей агрегат напомнил Харви древнее доисторическое чудовище, недаром на обложке альбома изображена его схватка с хищным динозавром. В пьесе трое персонажей - Комментатор, Девушка и Мужчина - и Харви поёт за всех, представляя неприглядную картину экологических бедствий, полную чернейшего юмора. В завершение эта троица грустно произносит фразу "Ещё одно дерево умирает от стыда..." Смех сквозь слезы, грустная клоунада. И если в обложке многие усмотрели пародию на модного оформителя Роджера Дина, то в музыке "Камнееда" столь же пародийно представлен прогрессив-рок с его склонностью к гигантомании. Как бы в противовес, следующим номером идёт коротенькая энергичная вещица Ribs And Balls (Ребра и мошонка) - практически панковская (бас-гитарист Крис Глен примерно в то же время был замечен в футболке с надписью "Я - панк").
Вторая сторона пластинки содержит ещё один эпический шедевр SAHB - композицию Give My Compliments To The Chef (Передайте мои комплименты шеф-повару). Злой сарказм в тексте сопровождается мрачной музыкой, придающей пугающий оттенок словам рассказчика о вступлении в Королевские ВМС, генерале, который нуждается в утешении, и плохих мальчишках, мечтающих попасть в рай. Непростое построение композиции заставляет вспомнить интересную группу Tear Gas, в которой играли все музыканты будущей "Сенсационной группировки" до того, как к ним присоединился Алекс Харви и вознес на новые высоты. В следующей песне, Sharks Teeth (Акульи зубы), упоминаются Иисус, Иона и популярный актёр Ричард Уидмарк - всех их кусает акула, а они, в свою очередь, кусают героя, от лица которого ведётся рассказ. Лихорадочное сопровождение я даже затрудняюсь определить каким-либо термином, стилем или жанром - пусть будет SAHB-рок. То же касается номера Shake That Thing (Тряси этой штукой), глумливого и разбитного, который сочинил Харви единолично, смешав фирменный коктейль из разных ингредиентов, словно опытный бармен. Далее следует величественный гимн Tomorrow Belongs To Me из знаменитого мюзикла "Кабаре" - это единственный кавер на пластинке, по традиции давший название всему альбому. Не будем здесь распространяться об истории его создания, иначе есть риск угодить в запрещенный контент. Кому интересно - Гугл в помощь. Впрочем, короткое видео вполне раскрывает весь смысл и пафос вещи.
Конечно, со стороны Харви было рискованно браться за песню с такой неоднозначной репутацией, хотя он сдобрил своё исполнение изрядной долей самоиронии. Но риск вполне оправдался, и замечательный альбом, как уже говорилось, стал самым успешным в дискографии Алекса и его группы. Тем более, что завершает диск маленький этюд под многообещающим названием "Продолжение следует". И оно таки последовало, правда, не такое яркое, как хотелось бы. Но как минимум ещё один гениальный альбом музыканты всё-таки записали, я имею в виду SAHB Stories 1976 года. Итого за четыре года банда выдала пять дисков-шедевров - результат, достойный восхищения! Вы, ребята, как хотите, а я на необитаемый остров без этих альбомов не поплыву.