На этой неделе на своём втором канале "Old Cinema-TV" я выпустил статью о первой игровой экранизации "Властелина Колец" - о небольшом шведском телефильме, снятом под руководством рок-музыканта Бо Ханссона.
Мне стало интересно узнать об этом артисте побольше и затем, соответственно, рассказать о нём вам. И судьба Ханссона оказалась интереснее, чем я думал. Сегодня поговорим об этом замечательном артисте: вспомним его главные работы, обсудим людей, с которыми он работал (а там есть настоящие легенды) и поймём, почему в заглавии к статье я назвал Бо Ханссона магом-отшельником.
Будущий музыкант появился на свет в Гётеборге 10 апреля 1943 года, однако первые годы жизни провёл невдалеке от дворца Карлсберг, где у его родителей была лавка. Пребывание рядом с величественным памятником ушедших времён, очевидно, оказало влияние на увлечения Бо, учитывая, что практически всего его сольные музыкальные работы посвящены сказкам и фэнтези.
Дела у семейства шли не очень хорошо, и вскоре они были вынуждены разлучиться: родители, оставив лавку, уехали искать счастья в Стокгольме, а Бо остался на севере страны, на попечении друзей семьи. Однако вскоре молодой Ханссон всё-таки доехал до Стокгольма, где уже во всю бушевала рок-н-ролльная лихорадка.
Начались скитания Бо Ханссона по разным коллективам. Сначала, выучившись игре на гитаре, он прибился к весьма интересной шведской рокерше Рок-Ольге, в миру Биргит Магнуссон...
...затем он некоторое время повеселился с группой "Slim Notini's Blues Gang", открыв для себя джаз и блюз...
...а затем уже основал собственный блюзовый коллектив "The Merrymen". Этому начинанию Хансона удалось прожить некоторое продолжительное время - они даже работали на разогреве у начинающих свой долгий путь "The Rolling Stones" во время их скандинавского тура.
Тем не менее, от скачек по коллективам настроение Бо не улучшалось. Он чувствовал, что ему ещё предстоит найти свою судьбу, свой голос, свой звук. И уже в середине 60-х он его нашёл.
Увлекшись джазом, он впитывал в себя эту культуру со страшной силой. В 1966-м он увидел по телевизору выступление джазового органиста Джека МакДаффа. МакДафф играл на чуде тогдашней техники - электрооргане "Хаммонд".
И тут Ханссон понял, чего он хочет от жизни...
Безусловно, становится обычным джазовым органистом пророкенроленный Ханссон не собирался - это слишком скучно. Но действовать - так действовать. Подкопив денег, музыкант приобрёл себе заветный "Хаммонд" и вскоре вместе с бывшим коллегой по "The Merrymen", ударником Янне Карлссоном, организовал дуэт "Hansson&Karlsson" (над названием, как вы понимаете, долго не размышляли).
Дуэт работал в стиле джаз-фьюжн и к концу 60-х умудрился выпустить три альбома, заработав локальную шведскую славу. По сути, это был первый удавшийся музыкальный проект Ханссона. Благодаря ему, в частности, состоялось ещё одно сближение шведского клавишника с мировыми звёздами - "Hansson&Karlsson" однажды джеммовали с самим Джимми Хендриксом, который в дальнейшем положительно отозвался о работе с ребятами.
Приближались 70-е. Янне Карлссон всё больше увлекался работой на телевидении и отходил от музыки. Дуэту "Hansson&Karlsson" пришёл конец. Однако Бо знал, куда ему двигаться - школа джаза, рока и блюза вывела его на собственный, узнаваемый звук.
С началом 70-х Бо Ханссон принялся писать музыкальные сказки.
В декабре 1970 года на прилавках шведских музыкальных магазинов появилась пластинка "Sagan om Ringen". На ней любопытным слушателям Бо Ханссон - уже как сольный исполнитель - открывал свой музыкальный взгляд на мир Средиземья, в частности, мир романа "Властелин Колец". С этой книгой Ханссона познакомила его девушка. Музыкант сильно вдохновился и немедленно побежал со своими идеями к звукорежиссёру Андерсу Линду. Изначально планировалось записать альбом с помощью множества экзотичных для рока инструментов, таких. как арфа, однако бюджет записи не позволил творцам особенно разгуляться, из-за чего большая часть альбома была записана с помощью электрооргана и синтезатора "Moog". Линд и Ханссон не могли себе позволить даже оплатить полноценное студийное время - полевая студия была развёрнута в небольшом летнем домике на острове Алге.
Инструментальный альбом "Sagan om Ringen" или, в англоязычном издании, "Music Inspired by Lord of the Rings" (рус. - "Музыка, вдохновлённая "Властелином колец") - воистину великолепное пиршество для слуха. Тринадцать выверенных композиций погружают слушателя в настоящий мир сказки, мир сладкого сновидения, от которого не хочется просыпаться. Хотя, полагаю, Ханссон переживал из-за того, что в записи не удалось использовать экзотические инструменты, на мой взгляд, это только сыграло на руку: благодаря холодному, но необычному звучанию старых клавишных музыка приобрела сказочное звучание, не страдающее фолком, коим часто страдают вдохновлённые фэнтези музыкальные работы.
"Lord of the Rings", как часто сокращённо называют дебютный сольник Ханссона, пробился на мировую сцену. Хотя высоких мест в мировых чартах у него и не было, но он там был, а это уже прекрасно. Альбом удостоился высоких оценок от критиков и слушателей. Только в Великобритании были тысячи предварительных заказов, и после выхода он быстро стал популярным среди поклонников прогрессивного рока. Смесь странной, потусторонней музыки и толкиновской тематики оказалась популярной в начале 1970-х годов, когда интерес к произведениям Профессора среди студентов колледжа был на рекордно высоком уровне. Ныне альбом считается классикой жанра прогрессивного рока и лучшей работой самого Бо Ханссона, который задрал собственную планку качества до небес.
Однако на первой победе музыкант не остановился. В 1971-м на шведском телевидении он представил суду зрителей небольшую зарисовку "Sagan om Ringen", ставшей первой экранизацией "Властелина Колец"... и единственной, случившейся на веку самого Толкина. Подробнее об этом уникальном кинотворении я писал в отдельном материале.
В следующие семь лет Бо Ханссон создал ещё три альбома, так или иначе связанных с фэнтези или сказками - "Magician's Hat" (рус. - "Шляпа Волшебника"), "Attic Thoughts" (рус. - "Мысли на чердаке"), "Music Inspired by Watership Down" (рус. - "Музыка, вдохновлённая "Корабельным холмом"). Последний альбом был написан Ханссоном под впечатлением от книги "Корабельный холм", более известной в наших краях как "Обитатели холмов". Он же и завершил великую квадрилогию Бо Ханссона.
Все эти альбомы были сборниками потусторонних инструментальных номеров, выполненных в стиле прогрессивного рока и джаз-фьюжна. Под эту музыку можно и нужно расслабляться, читать или же предаваться мечтаниям. Ханссон развивает сказочность своего дебютного сольника, при этом усложняя и удлиняя композиции, превращая их в настоящие мистерии, музыкальные заклинания.
Именно в 70-е Бо Ханссон дал понять, что мировой звезды из него не выйдет. Второй альбом, "Magician's Hat", хоть и не повторил успех "Властелина колец", но уверенно закрепил успех музыканта на родине. На носу был гастрольный тур. Даты согласовали, гастрольный ансамбль подобрали, но в последний момент Ханссон отменил все концерты и снова заперся в студии (на этот раз - уже вполне цивилизованной), чтобы работать над "Attic Thoughts". К слову, этот альбом, на мой взгляд, вышел наиболее тяжеловесным и витиеватым во всей великой квадрилогии...
Усложнение никогда не шло на пользу продажам. Альбом по "Обитателям холмов" ожиданий создателей не оправдал, и Ханссон принял решение уйти со сцены. До 1985 года она не выпускал новых альбомов, пока, наконец, не удостоил публику своим последним творением, пластинкой "Mitt i livet" (рус. - "В разгар жизни"), который был выпущен только в Швеции ограниченным тиражом. Творение это оказалось весьма и весьма неудачным в коммерческом плане, в частности, из-за появления на нём вокальных номеров. Хотя, конечно, плохим этот альбом у меня никак не получается назвать. К сожалению, найти его в Сети не так уж и просто... но вы попытайтесь, оно того стоит! ЗДЕСЬ вы можете найти список треков. А одну из песен, в живом исполнении, можете прослушать прямо сейчас:
После фактического провала "Mitt i livet" Ханссон более не выпускал в свет новых творений. В 90-е его ранние работы были взяты на вооружение ди-джеями, которые делали из его сказочных композиций миксы. Ханссон одобрял подобную переработку своих произведений. До конца жизни он давал редкие концерты, однако практически не светился в прессе, не давал интервью и не позировал для фотографов.
23 апреля 2010 года маг-отшельник шведской музыки Бо Ханссон тихо умер в своём доме. Ему было 67 лет. Похоронен он в Стокгольме, на Екатерининском кладбище.
Ныне Бо Ханссона вспоминают уже очень редко... а зря! Ведь он - один из немногих рок-музыкантов, которым удалось передать дыхание сказочного мира. Музыка Ханссона очень самобытна и ярка. При полном отсутствии хитов стиль Бо Ханссона запоминается любителю музыки на долгое время. Он пробуждает в душе удивительные чувства... очевидно, такие может пробудить только настоящий маг, ставший ещё и отшельником, то есть, отказавшийся от мира сущего во имя Музыки.
Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!
#музыка #рок #рок музыка #швеция #классика рока #толкин #властелин колец #музыканты #песни #интересные факты