Ровно тридцать лет назад, 20 апреля 1992 года, состоялся один из самых масштабных и захватывающих концертов века - трибьют-концерт Фредди Меркьюри на стадионе "Уэмбли". Он собрал под открытым весенним небом целую обойму великолепных артистов с мировыми именами и семьдесят две тысячи зрителей, которым посчастливилось узреть высшую точку легенды по имени Фредди Меркьюри и конец большой истории группы "Queen"... или не конец? Давайте разбираться...
Эта история началась 24 ноября 1991-го, когда перестало биться сердце золотого парня по имени Фред. Его товарищи по группе - Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Джон Дикон - пребывали в глубокой скорби. Мэй описывал чувство от потери Меркьюри как чувство потери родного брата. Эта скорбь должна была иметь выход. Тогда пришла идея сделать своего рода терапевтический сеанс - позвать старых друзей, а по совместительству - мировых звёзд - и всем вместе почтить память ушедшего.
В февраля 1992-го на ежегодной церемонии вручения музыкальной премии BRIT Awards музыканты объявили о том, что в пасхальный понедельник 20 апреля на "Уэмбли" пройдёт концерт памяти Фредди Меркьюри. В тот же день билеты поступили в продажу... хватило всего двух часов, чтобы семьдесят две тысячи мест на легендарном стадионе обрели своих временных хозяев. Примечательно, что список выступающих, включающий Элтона Джона, Роберта Планта, Джорджа Майкла, а ещё "Metallica", "Guns'n'Roses", "Extreme" и многих других объявили уже после того, как билеты разлетелись по рукам.
Старого стадиона "Уэмбли" уже нет - на его месте возвели новый. Однако само его название вызывает в сердце поклонника "Queen" приятнейшие ассоциации, ведь это место - место крупнейших триумфов группы. Где как не там мог пройти шумный поминальный рок-концерт.
Не только зрители на концерте стали свидетелями этого действа. Концерт транслировался в семидесяти шести странах в прямом эфире через радио и ТВ.
Останавливаться на самом действе мне не очень хочется, тем более, что на "Дзене" существует уже несколько статей, в которых прекрасно изложено, как музыканты не сыгрались в песне "Innuendo" и потому её выкинули из всех последующих изданий концерта; как порвал зал Джордж Майкл, вокруг которого долго ходили слухи о том, что его возьмут в "Queen" на место вокалиста; как группа "U2" выходила на связь по спутнику и пела свою "Until the End of the World" и о многом таком другом... ведь гораздо интереснее, что происходило вокруг концерта и после него!
Многие осуждали странный выбор артистов. Осуждали Брайана Мэя и Роджера Тейлора, главных устроителей концерта, за то, что они привели на сцену множество относительно молодых и модных команд тяжёлого рока, который, по воспоминаниям приближённых, никогда не был близок Меркьюри и скорее был во вкусе этих самых устроителей. От этого обвинения музыканты отделались, сославшись на то, что пригласили музыкантов, на которых "Queen" оказали большое влияние. Правоту этого утверждения косвенно подтверждает Джордж Майкл:
"Вспоминая о Фредди, я дума прежде всего о том, чему научился у него как музыкант. Исполнять на сцене свои любимые песни "Queen", особенно "Somebody to Love" - фантастическое чувство. Я не испытывал такой гордости ни в один другой момент своей карьеры".
Часть публики была недовольна отсутствием на концерте Монсеррат Кабалье, дуэты с которой раскрыли Фредди Меркьюри с новой стороны. Но Монсеррат в тот день традиционно выступала в Севилье, к тому же, полагаю, ей не очень хотелось протискиваться на сцену стадиона между грозными фигурами рокеров.
Естественно, выступающие артисты, что называется, выхватили от прессы за то, что ни один из них, видите ли не приблизился по исполнительскому мастерству с отпеваемым Меркьюри. Действительно, большей части музыкантов пришлось менять тональности песен. Фредди Меркьюри был обладателем воистину уникального голоса, голоса большого диапазона и пьянящей красоты, но каждый из артистов, выступивших 20 апреля на "Уэмбли" представил публике своё прочтение великих песен. Насколько можно судить, практически никто (кроме, разве что Роберта Планта) не собирался конкурировать с Фредди. Возможно, в журналистах того времени говорил "синдром утёнка" и никакое другое исполнение, кроме оригинального они принять не смогли...
Концерт завершился дружным исполнением песни "We Are The Champions", которое завела прибывшая из Штатов Лайза Миннелли (на которую, по слухам, обиделась англичанка Эллейн Пейдж, которая хотела спеть с земляками в память о Фредди). Пожалуй, именно она урвала у зрителей больше всего аплодисментов.
Прощаясь с публикой, музыканты стали медленно покидать сцену. Но Джо Эллиот из группы "Def Leppard" остановил Брайана Мэя. Он обвёл беснующийся стадион рукой и сказал: "Посмотри, Брайан. Посмотри на эту толпу. Ты никогда больше не увидишь ничего подобного".
После концерта часть музыкальной тусовки отправилась в клуб "Browns" на афтерпати. Спайк Эдни, сессионный клавишник "Queen" рассказывал одну интересную историю, произошедшую там:
Я видел, как Роджер стоит, подпирая стену, глядя перед собой без всякого выражения на лице. В паре метров - Брайан, в той же позе, в томже состоянии. Я подошёл к ним, "Как вы". "Ничего не чувствую. Пустота" - ответил кто-то из них. Я ощущал нечто в том же духе - полную опустошённость. Всё кончилось, и в голове крутилась одна мысль - "о боже, чем мы занимались весь последний месяц?", и ещё другая - "что же дальше?"
Люди умирают. Группы умирают. Умирают их фанаты. Но музыка живёт вечно. И легенды тоже живут вечно!
Так что же дальше? Ну, начнём хотя бы с того, что трибьют Фредди Меркьюри на "Уэмбли" стал началом создания фонда "The Mercury Phoenix Trust", который с 1992-го помогает людям, страдающим от ВИЧ.
Что ещё дальше? Дальше чудеснейший альбом "Made in Heaven", который оставшиеся участники группы собрали на основе того материала, что Фредди Меркьюри оставил после смерти. И там были воистину чудесные песни...
Что ещё дальше? А дальше - множество выступлений оставшихся в строю участников (после 1997-го басист Джон Дикон прекратил сотрудничество с "Queen"), миллионы фанатов по всему миру, которые по сей день переслушивают дискографию любимой группы и с доброй, хоть и грустной улыбкой вспоминают великую легенду рока, Фредди Меркьюри - комету, которой суждено было молниеносно пролететь и быстро сгореть.
И свет от неё был на полнеба. И не скоро погаснет он... за это великое спасибо Брайану Мэю, Роджеру Тейлору, Джону Дикону, менеджеру группы Джиму Бичу, по сей день занимающемуся записями группы, а также - каждому отдельному фанату, который несёт в своей груди частичку этого небесного цвета.
Ведь шоу должно продолжаться... не так ли, darlings?
Если вам понравился этот материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Кроме того, буду очень рад вам на новом канале "Old Cinema-TV"! История лучшего кино ХХ-го века - уже там!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!
#queen #freddie mercury #фредди меркьюри #рок #классика рока #девяностые #брайан мэй #роджер тейлор #джон дикон #guns n roses