Найти в Дзене
Education Time

Структура игры и её функции

В предыдущей статье "Многогранность понятия игры. История её происхождения и развития" мы разобрались в том, что из себя представляет игра, а также как и когда она зародилась и развивалась. Однако это далеко не всё, что можно о ней сказать. Теперь нам предстоит разобраться более подробно в сущности игры и том, какую роль она играет в развитии ребенка.

Игра по праву считается деятельностью, в которой ребенок осваивает всю систему человеческих отношений – сначала на эмоциональном уровне, а затем – на интеллектуальном.

В играх ребенок не просто копирует поведение людей, но и вносит что-то свое, самобытное. Дети всегда играют всерьез, так как в игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие реализуемых способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что игра была провозглашена универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Структура игры

С.А. Шмаков в структуре игры как деятельности личности выделил следующие этапы:

-2

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Отличительные особенности игр

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты:

-3

Функции игр

По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической культуры, игра выполняет следующие важные функции:

  • функция социализации заключается в том, что игра является сильнейшим средством включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры;
  • функция межнациональной коммуникации отражается в том, что игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны;
  • функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики означает то, что игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта;
  • коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
  • диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – поле самовыражения, в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя;
  • терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении;
  • функция коррекции подразумевает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко;
  • игры является одной из основных ее функций, так как игра – стратегически организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.
-4

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игра вносит огромный вклад в развитие личности ребенка. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игра способствует развитию памяти и интеллекта, а также воображения как психологической основы творчества.