От обучения будет намного больше пользы, если подходить к нему осознанно. Что это значит? Речь о том, что учащемуся нужно анализировать, зачем и как именно он учится, что ему мешает, а что помогает, и искать учебные стратегии, которые лучше всего подойдут именно ему.
Например, что успех дистанционной учёбы во многом зависит от того, умеет ли студент ставить себе цели, продумывать шаги для их достижения, анализировать внутренние условия и внешние обстоятельства, а также оценивать свои результаты. Эти навыки помогают не только тем, кто учится самостоятельно, но и тем, кто занимается очно под контролем преподавателя — в школе, вузе, на курсах и где угодно ещё.
«Размышление о мышлении» — вот самое простое и широкое определение, которое обычно дают метапознанию (иногда в русскоязычных источниках встречается также название «метакогниция»). Термин в науку в конце семидесятых годов ввёл Джон Флейвелл (1).
В метапознании выделяют три составляющих:
— метакогнитивные знания — то, что человек уже знает об обучении и собственных мыслительных процессах: как долго он может удерживать внимание, какой вид памяти у него лучше развит, какие методы обучения работают для него лучше и так далее;
— метакогнитивную регуляцию — способность регулировать ход обучения;
— метакогнитивный опыт — опыт, который человек приобретает в процессе обучения.
Овладев этими навыками, человек осознаёт, как именно работает его познание. Он способен заметить собственные ошибки в мышлении и восприятии информации и поменять подход к обучению, подобрать наиболее подходящие к конкретной ситуации учебные стратегии и способы решения задач. Такой самоконтроль позволяет ему учиться быстрее и эффективнее, быть более гибким.
Допустим, студентам нужно написать большое эссе по сложной теме. Им трудно. Тот, кто не обладает навыками метапознания, с большей вероятностью будет переживать и расстраиваться, терять уверенность в своих силах. А возможно, и вовсе откажется выполнять задание.
А тот, кто хотя бы в некоторой степени овладел метапознанием, задумается, почему он застрял, что именно влияет на его настроение и что он может сделать, чтобы продвинуться вперёд. Например, человек поймёт, что его продуктивности не хватает на долгие дистанции, и решит заниматься с перерывами. Или проанализирует, в каких именно знаниях у него есть пробелы, мешающие выполнить задание. То есть такой студент не застрянет на негативной установке «у меня не получается», а сосредоточится на вопросе «Что надо сделать для того, чтобы у меня получилось?».
Польза от размышления о когнитивных процессах подтверждается научно. Так, в 2017 году в Стэнфордском университете провели исследование с участием студентов, которым через некоторое время предстояло сдавать экзамен по статистике (2).
В первой группе учащихся авторы эксперимента провели такой 15‑минутный опрос:
— Как вы планируете готовиться к экзамену?
— Какие материалы вы будете использовать при подготовке?
— Какие вопросы, по вашему мнению, может включать экзамен?
— На какую оценку вы рассчитываете?
Вторая группа, контрольная, просто получила напоминание о предстоящем экзамене, то есть поводов для дополнительной рефлексии им не дали.
В среднем оценки у тех студентов, кого побудили заранее подумать о подготовке к экзамену и её эффективности, оказались на несколько процентов выше, чем у участников контрольной группы. Авторы подчёркивают: до экзамена не было никаких статистических различий в успеваемости учащихся, а также в их среднем балле за школьный аттестат и уровне мотивации.
Развить нужные навыки помогут метакогнитивные стратегии — то есть техники обучения и преподавания, которые побуждают студентов думать о своём мышлении при изучении новых тем и концепций.
Нужен пост с лучшими техниками? Помашите в комментариях)
—————
1) Nazarieh, Mehrdad. (2016). A BRIEF HISTORY OF METACOGNITION AND PRINCIPLES OF METACOGNITIVE INSTRUCTION IN LEARNING. BEST: International Journal of Humanities, Arts, Medicine and Science. 2. 61-64.
2) Chen P, Chavez O, Ong DC, Gunderson B. Strategic Resource Use for Learning: A Self-Administered Intervention That Guides Self-Reflection on Effective Resource Use Enhances Academic Performance. Psychological Science. 2017;28(6):774-785.
Что такое метапознание и как его развить
27 апреля 202227 апр 2022
68
3 мин