Когда мы говорим о наступлении некой стагнации в бизнесе, то подразумеваем, как правило, две самые часто встречаемые ситуации: либо не идут продажи, либо нет прибыли. Адекватный собственник, столкнувшись с подобной проблемой, начинает над ней работать, и первый вопрос, который он задаёт себе: кто в этом виноват?
Самый очевидный ответ – сотрудники.
Это кажется вполне логичным объяснением: персонал отвечает за осуществление продаж и обеспечение компании прибылью, и если они не справляются со своими обязанностями – значит, они неэффективны.
Тогда возникает следующий вопрос: что делать? Как бороться с неэффективностью персонала?
Если речь идёт об отсутствии продаж, чаще всего собственник пытается решить эту проблему, изменив систему мотивации. Представим себе среднестатистическую компанию и среднестатистического сотрудника – Василия, который отвечает за продажи. Изменив резко систему мотивации, мы, скорее всего, столкнёмся с тем, что продуктивность Василия снизится ещё больше, ведь ему придётся осваиваться в новой «враждебной» среде. Следующий шаг – нанять ещё несколько таких же «Василиев» в помощь существующему, обучить их и ждать скорейшего роста продаж. Однако ничего не происходит: продажи как тянулись медленно с перебоями, так и тянутся. Начинаются этап увольнения. Новички уходят, Василий остаётся. Приходится вновь менять систему мотивации, а дальше – замкнутый круг.
Почему так происходит? Давайте рассмотрим ситуацию в более понятной плоскости – на жизненном примере. Когда ребёнок приносит из школы дневник с плохими отметками и замечаниями в духе «Ваш Миша не прочитал ни одной книги за четверть!», мы рассматриваем ситуацию с двух сторон: либо ребёнок ленится, либо подача учителя неправильная. Однако может быть и третья сторона, которая раскрывается в момент, когда ребёнок на нашу строгую нотацию отвечает вполне логичным вопросом: «Ну вы же с папой не читаете, почему я должен?». Чтобы разрешить этот конфликт, начать придётся с себя. Конечно, стоит поговорить и с ребёнком, и с учителем, однако полезно будет и посмотреть, какой пример подаёте вы?
Так вот в бизнесе происходит точно так же.
Настоятельно требовать от работников эффективности бесполезно. Чтобы понять истинную причину торможения бизнеса, придётся разобрать все бизнес-процессы по кирпичикам.
Обратимся к ситуации с отсутствием прибыли. Любое предприятие, как правило, продает несколько видов товара или услуг. И если один товар хорошо продаётся, это вовсе не гарантирует нам того, что другие повторят его успех. Потому что они именно другие: их нужно иначе подавать, иначе работать с ценой, скидками и так далее.
Создавая продукт, мы должны учитывать 4 основных момента:
· Как его продавать?
· Как его продвигать?
· Как предоставить клиенту?
· Чем мы отличаемся от конкурентов?
Каждый из пунктов – это отдельный процесс, включающий в себя конкретные шаги. Они прописываются подробно для каждого товара или услуги. Это называется план по доходу.
Допустим, сейчас прибыль компании составляет 500 тысяч в месяц, а мы хотим 2 миллиона. У нас есть 4 товара, соответственно каждый из них должен принести нам по 400 тысяч. Как этого добиться? Мы берём и прописываем пошагово действия для достижения этой цели. Когда прописали, отдаём сотруднику. Если что-то пойдёт не так, мы будем чётко понимать, причину сбоя в системе. И это не размытое понятие «неэффективности», а вполне конкретные ошибки:
А) Сотрудник не делает нужные шаги
Б) Сотрудник выполняет их некорректно.
Такой системой гораздо проще управлять, ведь собственник может проследить движение товара по каждому из этапов и требовать исполнения технологии от сотрудника, отвечающего за конкретный процесс.
Выстраивание такой системы – работа собственника. А вот ответственность за её исполнение уже ложится на плечи руководителей отделов и закрепленных за ними сотрудников. Подобно огромному заводу, на котором собирается автомобиль, ваш бизнес состоит из взаимосвязанных единиц – «цехов» и «мастеров», которые в них трудятся. Если хотя бы одна часть конвейера выйдет из строя, с него уже не выйдет автомобиль. То же самое происходит и с бизнесом. Если внутри компании нет четко определенных должностей и не прописан функционал к ним, её поглощает хаос. При таком раскладе даже речи об эффективности сотрудников быть не может.
Вы можете бесконечно менять мотивацию, людей, подучивать «Василия», нанимать руководителя продаж, схантить ценного сотрудника у конкурентов, но так и не добьётесь должного результата. Когда ведро дырявое бесполезно пробовать носить в нём другую воду или доверять его ношение другому человеку – оно так и останется дырявым ведром. Чтобы исправить, это нужно найти течь и залатать её.
В этом и заключается формат стратегического управления, которому мы обучаем в Академии. На связи была Оксана Лихачёва, владелец и наставник Академии «Стратег», коуч, собственник 7 бизнесов
___________
Делитесь в комментариях своим мнением по данному вопросу.
И конечно же, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в сфере бизнеса.
Проведите диагностику вашего бизнеса с экспертом Академии, записаться можно по ссылке http://strateg-academy.com/diagnostics/?utm_source=ya_dzen