Псков, расположенный на месте слияния двух полноводных рек – Великой и Псковы – за свою более чем тысячелетнюю историю постоянно разрастался, осваивая под городскую застройку земли, лежащие за реками – Завеличье и Запсковье. Поэтому с давних пор псковичам приходилось решать проблему переправ в заречные части.
С Псковой, поскольку она не очень широкая, вопрос решался проще: сооружали временные мосты-лавицы, да и на ладье было переправиться на другой берег не столь уж трудно. Правда, это для пеших людей. А как быть с переправой лошадей с телегами, других грузов? Возникла необходимость постройки стационарных переправ – мостов.
Переправу через Великую с незапамятных времен осуществляли вброд. Брод находился (да и сейчас существует) в 14 км от Пскова, вверх по течению реки – у деревни Ольжино, за Выбутами.
Здесь река Великая пробила свое русло сквозь известняковые отложения, и здесь уровень воды даже в летнее время не превышает полуметра. Правда, течение очень быстрое, но дно ровное и переправа весьма удобна. У этого брода часто происходили стычки псковичей с непрошеными гостями, и в первую очередь с литовцами, пытавшимися проникнуть на Псковскую землю. Отсюда пошло и название – Литовский брод.
Примечание:
Внимательная читательница Ольга Пупышева дополнила в комментариях, что деревня Ольжино – это Волженец. И добавила: Прошлым летом в том месте воды было по щиколотку) Необычайное ощущение – река в этом месте широкая, на середине (если глянуть на берега) кажется, что идешь по воде))
Мост через Пскову
Первый стационарный мост в Пскове был сооружен через реку Пскову у Кремля. Точная дата его постройки неизвестна, но уже в XIV в. за местностью на правом берегу Псковы, напротив Рыбницкой башни закрепилось название «Примостье». Веками здесь находилась переправа, соединяющая Торг с Запсковьем и его главной улицей Званицей.
«В лето 1387, – сообщала псковская летопись, – заложиша церковь Рождество святое каменная за стеною и мост поставиша новый на Пскове». Значит, мост существовал и до этого сообщения. И в дальнейшем летописи через каждые два-три десятилетия упоминают о постройке очередного моста взамен обветшавшего. Его называли то Рыбницким, то Великим или Высоким.
В середине XIX в. в очередной раз возникла необходимость замены устаревшего моста. Псковичи прослышали о том, что американским инженером Тауном разработана оригинальная конструкция деревянного крытого моста, с успехом применявшаяся при наведении переправ через пропасти.
Удалось получить чертежи моста, на основании которых и были разработаны проект и смета его постройки в сумме 48413 руб. 19 коп. Эти документы были представлены на рассмотрение императору Николаю I и получили Высочайшее одобрение.
Работы по возведению нового моста были начаты 1 марта 1848 г., их осуществляла Псковская губернская строительная комиссия. В конце октября 1849 г. они были закончены, состоялись испытания моста, 30 октября он был освящен и по нему разрешили свободную езду. За мостом закрепилось название «Американский», которое перешло и на набережную Псковы напротив Кремля (нынешнюю Советскую или Золотую).
В 90-х гг. XIX в. встал вопрос о прокладке рельсового городского транспорта – трамвая, в том числе на Запсковье. Американский мост ко всеобщему удивлению простоял без капитального ремонта 50 лет и был еще довольно крепким. Для обследования деревянного моста была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости его замены, так как может не выдержать нагрузок при пуске трамвая.
Под руководством городского архитектора Ф.Д. Нестурха мост был разобран, и вместо него был построен новый металлический арочный мост, движение по которому открылось в 1899 г. Он получил название Троицкого.
Мост сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, но был восстановлен, а в 1960-е гг. заменен каменным, который с 1 марта этого года закрыт на ремонт))
Великорецкий плавучий мост
В летнее время река Великая служила для древнего Пскова надежной преградой от нападения неприятеля, поэтому в средневековье вопрос о возведении постоянного моста не поднимался. Ежегодно после ледохода наводили паромную переправу, а впоследствии стали сооружать плавучий мост.
Впервые о существовании моста через Великую летопись упомянула под 1462 г.: «Того же лета псковичи помостиша мост через Великую». Мост наводили ежегодно после очищения реки ото льда. Так, в писцовых книгах 1685-1587 гг. отмечено: «Мост плавучий на Великой реке против Власьевских ворот и против Успенской церкви был на городнях, строили его псковичи собою». Но хотя и строили псковичи мост сами и на свои средства, он считался собственностью Великого князя и сдавался на оброк мостовщикам из псковских посадских людей.
Под 1612 г. псковская летопись сообщает: «При том же воеводе Никите Вельяминове Дмитриевиче от немец приходиша немцы, с русскими людьми под Псков и сташа за Великой рекой и псковичи многие в Великой реке потонули, плавучий мост погряз». Псковичи, спасаясь от врага, бросились на мост, но он не выдержал нагрузки и стал погружаться, а люди, нагруженные поклажей, оказались в воде и утонули.
Псковский воевода при описании Рижской дороги в 1656 г. выразился так: «...От Пскова до Риги 270 верст, а ездят по живому мосту». Для наведения моста толстые бревна вязали в плоты, соединявшиеся вместе толстыми канатами от берега до берега, на плоты укладывали настил и сооружали перила. Такой мост под тяжестью возов и волнами колыхался, как живой.
Для надежности его крепили не только к береговым приколам, но и забрасывали на дно якоря. Бывали случаи, что при ураганной погоде мост срывало и уносило в озеро. Плавучий мост назывался Великорецким. Для решения вопроса о ремонте плавучего моста и о перевозках большая часть его отдавалась в содержание. Так, с 1761 г. Великорецкий мост находился на содержании прапорщика Сосина, который следил за его своевременным ремонтом, за что получал определенную договором сумму денег.
Ответственность за качество строительных работ несли плотники, сооружавшие мост, и в случае разрушения моста по их вине они обязывались восстановить его за свой счет. Средства на сооружение и наводку моста взыскивали с портовых и пограничных таможен, а также за счет пошлины, собираемой при продаже вина (по указу 1750 г.). Великорецкий мост просуществовал до 1911 г.
Ольгинский мост
Отсутствие надежной переправы через Великую в черте города в XIX в. ощущалось все более остро. Наводимый ежегодно плавучий мост не отвечал возросшим требованиям транспортного сообщения, к тому же он перекрывал Великую и мешал развитию судоходства.
Приехавший в ноябре 1881 г. из Германии в Псков г. Келл (Келле) предложил свои услуги в постройке постоянного моста, но тогда сделка не состоялась. В декабре 1887 г. вопрос о строительстве моста был поднят «Псковским городским листком».
Но во весь голос о необходимости моста заговорили после того, как стихией были снесены наплавной и временный деревянный мосты возле строящегося железнодорожного моста. Вопрос о постройке моста решался и у псковского губернатора, и в городской думе, и в С.-Петербурге.
В результате была создана комиссия по определению места постройки и способу займа средств на его сооружение. Настойчиво добивался сооружения моста псковский губернатор А.В. Адлерберг. Благодаря поддержке депутата Государственного Совета от Псковской губернии С. М. Николаева прошел Закон об ассигновании 635 тыс. руб., и 22 марта 1908 г, император Николай II утвердил его. Через шесть дней после этого Псковская городская дума на экстренном заседании ходатайствовала перед императором о наименовании моста в честь княгини Ольги Ольгинским.
И вот 14 июня 1909 г. состоялась торжественная закладка моста. Присутствовали при этом губернатор А.В. Адлерберг, вице-губернатор барон Н.Н. Медем, председатель городской думы А.А. Агапов и др. Строительство осуществляла фирма инженера Лентовского из С.-Петербурга, конструкцию рассчитывал инженер Соколов.
Красавец-мост был готов в октябре 1911 г., и его ажурные арки и башенки органично вписались в панораму города, украсив его. Topжественное открытие и освящение моста состоялось 30 октября 1911 г. И хотя погода в тот день не баловала (шел дождь), народу на открытие пришло много.
Этому мосту выпала в дальнейшем тяжёлая доля. 25 мая 1919 г. его взорвали отступавшие под натиском белогвардейцев войска Красной Армии. Восстановлен он был только в 1921 г.: в середине февраля по нему прошли первые пешеходы, затем открылась езда на лошадях, а 28 февраля состоялось торжественное открытие (в 1923 г. переименован в мост Красной Армии). 8 июля 1941 г. мост вновь был взорван отступающими войсками Красной Армии, а в июле 1944 г. фашисты, уходя из Пскова, взорвали его снова.
Вновь восстановленный, он простоял до 1969 г., когда был разобран, и вместо него построили нынешний бетонный (осень 1970 г.)
В настоящее время мосту возвращено историческое название – Ольгинский.
М.М. Медников
Источник – "Псков" №18 2003
Фото – из альбома Н. Ф. Левина "Псков на старых открытках".
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.