Как тяжело сдержаться, когда вот-вот выведут тебя из себя. Наверное, каждому такое знакомо?
Да, увы, раздражительность один из самых распространенных грехов. Зачастую на исповеди он идёт сразу после гордости и осуждения. И это неспроста. Ведь всё начинается с нашего не смирения и осуждения других, а духовный закон прост: в чем кого осудишь, а в том и сам побудешь.
Как говорит Святитель Феофан Затворник:
С раздражительностью бороться надо. Первый шаг — не поддаваться... стиснуть зубы и отойти...
Тяжело отойти... Не так ли? Но первый шаг указан - не поддаваться.
Авва Дорофей даёт такое наставление:
Если кто-нибудь... тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты по слову отцов помолись о нем как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через это раздражительность твоя будет уменьшаться; ибо, по словам святых отцев, любовь есть узда раздражительности.
Как мы видим, чтобы не впасть в гнев и раздражительность, нужно усердно молиться. А молитва у нас есть? Есть ли у нас навык молиться? К сожалению, большинство из нас вспоминает о молитве только тогда, когда что-то нужно для себя выпросить у Бога. Причем обычно что-то земное. И здесь мы часто расстраиваемся, что сразу не получалт просимого и ропщем. Да, ропот, тоже грех, который приводит к обидчивости, а там и раздражительность.
А Макарий Великий очень точно объясняет что из чего следует:
Худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от лени, лень от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия, прочие части порока также между собой связаны, как на доброй стороне связаны между собою и одни от других зависят добродетели.
Так как же быть? На самом деле решение очень простое - внимательнее следить за собой. Но это на словах легко. Здесь нужен длительный труд и терпение.
Преподобный Нектарий Оптинский говорит:
Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.
Да, нужно помнить о молитве, приобрести навык молиться. Идём ли, работаем ли, даже слушаем ли кого, мысленно твердить: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Антоний Великий даёт очень важный совет нам:
Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое.
Как молчание...
Конечно, к этому ещё нужно прийти. Но на то мы и живём, чтобы стать лучше (совершенствоваться). Главное начать это движение к исправлению себя.
Дай Бог всем нам терпения!
И будем помнить о том, что говорит преподобный Ефрем Сирин, как напутствие нам в нелегком труде над исправлением себя:
Кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, тот делается обителью Духа Святого. В ком нет вспыльчивости, тот не преогорчает Духа Святого. Он может быть и кротким, может иметь и любовь, и терпение, и смирение.
Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!