Отвлечёмся немного от происходящего на наших западных рубежах и обратим взор на Восток, тем более там есть на что обратить внимание. На прошлой неделе на нашем Дальнем Востоке произошло долгожданное событие – открылся железнодорожный мост в Китай через Амур (китайцы называют реку Чёрный дракон).
Данный проект – масштабный долгострой. Начало проекта восходит к 2007 году. С тех пор поменялся собственник с нашей стороны (теперь это РФПИ), преодолены различные бюрократические процедуры, найден нормальный подрядчик и наконец-то мост готов. Заметим, что строили не только сам мост, но и сопутствующую инфраструктуру, так как в месте строительства ничего не было. Теперь там стоит водозащитная дамба, построены новые подъездные пути, котельные, здание техобслуживания, реконструированы ближайшие станции и т.п.). РЖД дополнительно потратил ещё 6 млрд. рублей на обустройство железнодорожной инфраструктуры, включая подъездные пути к Транссибу.
Отметим, что инфраструктуру было необходимо обязательно обновить (например, системы управления или автоматику), как и проложить новое полотно российско-китайской колеи. Наши поезда ездят по колеи 1520 мм, а китайские 1425 мм, поэтому положили сразу две колеи, чтобы обеспечить непрерывную работу. Благодаря этому теперь в день там может проходить по 8 пар составов на 72 вагона.
Для начала через этот мост будет проходить до 5 млн тонн грузов, а когда отладят все процессы, то можно будет перевозить до 24 млн тонн в обе стороны. От нас повезут уголь, нефть и продукты из неё, продукцию деревообработки, пшеницу и другое зерно (в т.ч. продукты переработки), химпродукция, машины и оборудование. 27 апреля был сделан первый пробный рейс из 30 вагонов, как финальное испытание.
Благодаря этому погранпереходу теперь грузам идти будет на 700 км короче. Что отразится на конечной цене. Это будет четвертый по счёту ж\д переход между странами. Крупнейший в Забайкалье, он пропускает больше 100 млн тонн груза в год. Также есть два в Приморье, там объемы около 30 млн тонн. Теперь открылся ещё один, но всё равно этого недостаточно. Сейчас мы не можем вывезти весь объём грузов в Китай. Так что есть куда ещё расти, с учётом нашего разворота на Восток.
Также благодаря новому погранпереходу, возможно, что один из них будет ориентирован на один какой-то вид продукции. Например, на уголь и зерно или сделать чисто контейнерным. Для ЕАО этот проект даст до 3 млрд налогов. Сам проект стоил порядка 12 млрд, а окупится через 7 лет.
Этот проект должен стать важнейшим звеном нового маршрута, он также станет основой для постройки на нашем Дальнем Востоке новых промышленных кластеров и логистических хабов, улучшит транспортную доступность, увеличит привлекательность местности для новых переселенцев, не всё же отсюда людям уезжать.