Что будет центром моей жизни?
Дерево познания добра и зла посреди сада было проверкой на то, что будет поставлено в центр в жизни: Бог или я сам. Бог, конечно, есть Дух (Ин. 4:24), но Он еще и Творец, создавший физический мир и все, что в нем. Когда Он сотворил человека по Своему образу, Он создал существо не только физическое, но также нравственное и духовное, способное принимать решения относительно своей жизни.
Свободная воля — это великое благословение, но она несет с собой и серьезные обязанности, предполагающие, что неверные решения не останутся без последствий. Осознаём мы или нет, но за жизнью, которую мы ведем, и за нашими внешними действиями стоит всегда один и тот же жизненно важный вопрос: «кто будет господствовать надо мной: Творец или я сам?» А за этим вопросом всегда стоит человеческая гордость, и змей знал, что удар по человеческому эго есть самый быстрый способ завладеть его сердцем и побудить его не повиноваться Богу. (См. Прит. 16:18 и 1 Тим. 3:6, в которых проходит мысль, что гордость была главным грехом сатаны). Когда змей сказал, что первая пара будет, как боги, «знающие добро и зло», он знал, что это их встревожит. Искушаться можно не именно такими словами, но сама идея присутствует всегда: кто не хочет быть сам себе богом, навсегда освобожденным от повелений и запретов? Если бы такое было возможно, то все люди могли бы поступать по-своему, делать то, что им нравится, и ни перед кем не отчитываться. Однако из этого ничего хорошего не вышло бы. Чем больше человек хочет быть сам себе богом и жить свободно от истинного Бога, тем больше он становится похожим на дьявола. Человек, предоставленный самому себе, скоро становится рабом разрушительного греха (как Каин и его потомки, которых грех привел к потопу; 4:8, 23, 24; 6:4, 5, 11-13).
Буду ли я доверять Богу?
Запретное дерево стало проверкой отношений. Знание «добра и зла» может означать способность знать все, то есть такое знание, каким обладает только Бог. Человек просто не может обладать таким знанием, но даже если бы и мог, то не был бы в состоянии справиться с ним. Отсюда, запретное дерево является проверкой отношений человека с Богом, которые предполагают доверие. Будет ли человек доверять Богу, веря в то, что Он благой и любящий и желает только самого лучшего для него, или же он будет считать Его ревнивым Богом, старающимся обмануть человека и лишить его чудесного опыта, на что намекнул змей в Эдемском саду?
В отношениях человека с Богом вопрос доверия к Богу всегда был основным. Это особенно видно в двух библейских примерах.
Ной. Ной решил поверить Божьему предупреждению о том, что на землю придет потоп, который уничтожит все живое. При этом ему пришлось пойти против общепринятой мудрости и знаний всего своего общества (Мф. 24:35-39; Евр. 11:7; 2 Пет. 3:3-7).
Моисей. Моисей тоже решил поверить Богу. Ему пришлось пойти против всего, что он по-человечески считал истинным, чтобы вернуться в Египет и вызволить еврейский народ из рабства. Ведь он же скрывался от правосудия, Египет был самым могущественным государством в мире, и фараон никогда бы не уступил требованиям человека, который сорок лет пас овец в пустыне. Какие гарантии мог он представить еврейскому народу в том, что Бог на самом деле может освободить их из рабства? (См. Исх. 3:16—4:31; 6:1-9). Каждый шаг в процессе освобождения был сопряжен с доверием — верой в то, что Бог освободит израильтян от казней, которые поразили египтян (Исх. 8:1—12:36), от гнева фараонова войска и от моря, которое поглотило их преследователей (Исх. 14:10-31). В пустыне Моисей и народ должны были верить, что Бог обеспечит их водой, манной и перепелами, чтобы они не погибли. Они должны были верить, что Он даст им победу над амаликитянами, которые устроили им засаду на пути к горе Синай (Исх. 15:22—17:13; Евр. 11:24-29).
Снова и снова Господь доказывал, что Он любящий Бог Израиля, искренне пекущийся об их интересах. Тем не менее, они снова и снова роптали против Него, утверждая, что Он вывел их из Египта только для того, чтобы они умерли в пустыне. Наконец, когда они, разбив лагерь на границе с землей обетованной, отказались войти в нее, потому что не поверили, что Бог даст им победу, Господь сказал Моисею: «Доколе будет раздражать Меня народ этот? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него?» Слово, в Чис. 14:11 переведенное как «верить», несет в себе оттенок «доверия». Народ верил в Бога интеллектуально, и они знали, что Он сотворил великие чудеса; но они по-прежнему не доверяли Ему, ибо они не хотели вверить свою жизнь и будущее Ему.
Во время Своего личного служения Иисус отмечал то же недоверие среди иудеев. Во время праздника Пасхи многие, «видя чудеса, которые Он творил, уверовали [эпистьюсан] во имя Его. Но Сам Иисус не вверял [эпистьюен] Себя им, потому что знал всех» (Ин. 2:23, 24). Первый глагол, употребленный Иоанном в аористе, обычно означает «моментальное действие», в данном случае своего рода мгновенную веру. Она не подразумевает преданности, так что это не спасающая вера. Во втором случае это то же слово, часто переводимое «верить», но уже в форме глагола несовершенного вида; при этом несовершенное время указывает на длительное действие: верить, доверять, вверять или посвящать себя чему-либо. Иоанн говорил, что Иисус не верил в их веру, или что Иисус не вверил Себя им, потому что они не вверили (не посвятили) себя Ему. Спасающая вера это не просто интеллектуальное согласие с тем, что существует Он или чудеса; она требует доверия и посвящения себя Христу.
Как мы видим из всей истории, именно такая вера была проблемой для Адама и Евы. Они знали, что Бог их Создатель и что Ему они обязаны своей жизнью, окружающей средой и всем необходимым для этой жизни. Но они хотели сами принимать решения, а не повиноваться Богу и не довериться Ему в том плане, что Он лучше знает, что для них хорошо.
Буду ли я повиноваться Божьим заповедям?
Запретное дерево было проверкой реакции на заповедь. В данном случае проверкой для первой пары был запрет. Им было сказано не совершать определенного действия: не есть от дерева познания добра и зла. Смысл проверки был не в запрещенном действии, ибо не было ничего аморального или внутренне плохого в том, чтобы есть плоды этого дерева. В стихе 6 говорится: «И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз», и поэтому взяла плодов его и ела. А потом она принесла и своему мужу попробовать. Плод был не ядовитым или прогнившим, а желанным и вкусным.
Смысл запрета был в том, что он исходил от Бога. Он один вправе решать, что хорошо или плохо человеку делать или есть. Божьи заповеди не регулируются какими-либо законами плохого или хорошего, находящимися вне Бога. Хорошо то, что Бог повелевает человеку делать, и плохо то, что Он запрещает; Он не установил никаких других критериев.
Запрет есть от дерева познания добра и зла был проверкой, направленной на то, чтобы посмотреть, будет ли человек доверять Богу и ценить свои отношения с Ним. Бог знал, что люди, которых Он создал, если им не установить границ, скоро начнут считать себя центром вселенной, их жизнь будет сосредоточена на себе, а не на Нем, и они будут думать, что все должно вращаться вокруг их желаний и запросов. Как только интерес человека переключится внутрь, он начнет думать только о себе, а других использовать для того, чтобы удовлетворять свои эгоистичные желания. Он станет равнодушным к нуждам окружающих. Одним словом, вместо того чтобы уподобляться Богу, он уподобится дьяволу.
Десять заповедей, когда родители цитируют их, чтобы удержать своих детей от серьезных проблем, часто воспринимаются последними как произвольные правила или законы. Как змей подверг сомнению мотивы, по которым Бог запретил Адаму и Еве есть от «дерева познания добра и зла», так и дети иногда сомневаются в мотивах, по которым родители предъявляют им моральные требования. В отличие от произвольных правил, моральные или этические законы коренятся в Божьем естестве и бытии. С моральной позиции, Он не противоречит Сам Себе. Иаков сказал: «Нет изменения и ни тени перемены» у Бога (Иак. 1:17). Принципы, стоящие за такими законами, как Десять заповедей, во веки веков истинны, так как они отражают само естество Божье.
Бог в саду дал человеку одну заповедь. Когда первая пара посчитала ее произвольной и нарушила, результат получился катастрофическим. Это привело ко лжи, логическим обоснованиям и перекладыванию вины с одного на другого, на змея и, в конце концов, на Бога. Любой грех, будь то нарушение кажущегося необоснованным повеления или этических и нравственных заповедей, тянет за собой искажение истины. Адам и Ева не были «правдивы» перед Богом, перед самими собой и друг перед другом, когда оправдывались за свое поведение.
Жизнь Иисуса в истине и чистоте есть подтверждение того, как человек должен жить, если хочет быть в гармонии с самим собой и с другими людьми. Ни одна семья, ни одно общество не сможет долго просуществовать, если только не основано на правдивости между членами. «Важнейшее в законе» (Мф. 23:23) и «первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:38) указывает на то, какими людьми мы были созданы быть. Мы не были созданы для того, чтобы быть богами или даже центром внимания. Главные заповеди для нашей жизни — любить Бога (сделать Его центром своей жизни) и любить своих ближних, как самих себя, а не тратить большую часть своей жизни на угождение самим себе. Для этого необходимо, чтобы наша жизнь была, прежде всего, направлена вверх, к Богу, а затем вовне, к нашим ближним. Нам следует ежедневно проявлять святость, праведность, милость и сострадание. Мы должны быть отражением Господнего естества и образа в мире, чтобы люди осознали, какой у нас замечательный Бог, и прославили Его (Мф. 5:16, 33-48; Лк. 6:35, 36).
#свобода выбора #свобода воли #человек #бог #вера #христианство