Любови Галанчиковой аплодировал Петербург, ей предрекали звёздную карьеру. Она променяла всё на самолёт, небо и рекорды. А потом променяла опять всё... на ничего.
«Молли Мор»
Отец настоял, чтобы Люба пошла на бухгалтерские курсы. Семье постоянно были нудны деньги. Семья Голанчиковых была небогата, притом интеллигентна и оттого — с определёнными бытовыми запросами.
Самой Любе бухгалтерия не нравилась. Она отдыхала душой от скучных циферок, убегая после курсов в Народный дом — аналог послереволюционного ДК. Там участвовала в любительских спектаклях, танцевала, пела. Петь ей удавалось особенно. У Любы Голанчиковой был бархатистый грудной голос, на который хорошо ложились модные тогда цыганские песни.
Один из самодеятельных концертов и перевернул её судьбу. Любу увидел из зала антрепренер эстрадной группы «Фолли Бержер». После выступления рассыпался перед девушкой в комплиментах и сулил звёздную карьеру на сцене. Надо только имя сменить и контракт подписать. И через некоторое время Люба уже выступала на эстраде. На афишах, по условиям контракта, значилось другое имя, модное: «Молли Мор».
Санкт-Петербургмолоденькую певицу обожал. Один поклонник даже предложил сделать подарок. Любой величины! Люба подумала и сказала: «Хочу самолёт». Удивлению поклонника пределов не было, но... Слово есть слово. У Любы появился самолёт.
Вероятно, поклонник потом очень об этом пожалел. Потому что певческая карьера Молли Мор сошла на нет. Люба ушла в авиацию.
Рождена летать
27 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие Первой русской авиационной недели с участием «королей воздуха». Для участия прибыли авиаторы со всей Европы, включая Раймонду де ля Рош, одну из первых авиатрис (именно так называли лётчиц) и бывшую актрису.
Молли Мор являлась на соревнования каждый день в окружении подружек-хористок. В конце лета в Санкт-Петербурге прошёл новый фестиваль воздухоплавания. Молли, конечно, бегала смотреть на самолёты. И однажды уговорила участника фестиваля, одесского лётчика Михаила Ефимова прокатить её на аэроплане. И там, наверху, Люба поняла, что рождена летать.
Обучение на авиатора в школе «Гамаюн» стоило невероятных денег: тысячу рублей. Люба копила год. Утром Люба мчалась на авто на курсы за город. Днём — на репетицию. Вечером — на работу. Перед рассветом засыпала, чтобы вскоре проснуться.
После экзамена Голанчикова стала обладательницей диплом авиатора за номером 56. Для исполнения мечты дело оставалось за малым: добыть самолёт. Тут как раз и подвернулся поклонник со своим подарком. Никогда, никогда не билось сердце ни от каких других мужских слов так, как от этих: самолёт будет. Самолёт! Будет! И ведь не обманул.
Звезда выбирает небо
Люба ещё до того, как получила подарок, пыталась уйти в авиацию. Предложила себя испытательницей на завод, выпускающий аэропланы. Дирекция сначала ответила непреклонным отказом. Неожиданно помогло сценическое имя. Рижский отдел Всероссийского аэроклуба решил, что выступление известной певицы как лётчицы привлечёт зрителей. Билеты на авиашоу, действительно, распроданы оказались все. И даже за забором стояла целая толпа — те, кому денег на билеты не хватило или кто поздно спохватился. Но когда, проделав в воздухе все нужные фигуры, Люба пошла на посадку, из этой-то толпы и полетели камни и палки. Одна палка попала в чувствительную часть самолёта. Вместо того, чтобы приземлиться, аппарат рухнул. Любу выкинуло на землю. По счастью, она отделалась ушибами, но по городу поползли слухи: убилась, мол, авиатриса-то.
Почему с ней так жестоко поступили? Люба вернулась в Санкт-Петербург в подавленном настроении и без самолёта. Но авиацию не бросила. И вскоре снова удача! На конкурсе военных аэропланов Голанчикова познакомилась с Антоном Фоккером, не только авиатором, но конструктором. Он начал изготавливать новый аэроплан, которому без ложной скромности дал своё имя — «Фоккер». Антон предложил Любе полетать на самолёте. Машина была элегантна и проста, лёгкость управления — невероятна. Фоккера, в свою очередь, впечатлили фигуры, которые Люба делала, чтобы проверить лёгкость управления, и её стиль. Наконец-то она услышала от мужчины предложение, которого так долго ждала: летать на его самолёте.
Спортсменка, авиатриса, рекордсменка и просто красавица
Фирма работала в Германии, и Люба покинула Россию. Целыми днями она летала над аэродромом Иоганисталь под Берлином. В её распоряжении были все новейшие аппараты. На этих аппаратах вылетала Любовь на авиашоу по всей Европе, представляя фирму. Газеты так и писали: «Шеф-пилот фирмы "Фоккер"». Когда Голанчикова заявила, что хочет поставить новый рекорд по высоте среди женщин, фирма только поддержала: чем больше рекламы, тем лучше.
Рекорд Люба поставила уже осенью 1912 года. Она поднялась на высоту 2200 метров. Весь полёт длился тридцать минут. Полчаса, которые принесли Голанчиковой не всероссийскую, а всемирную славу! Любовь почти втрое превысила прежний рекорд, немецкой летчицы — восемьсот пять метров. Она активно рекламировала не только фирму, но и авиацию для женщин.
Родина зовёт
1 декабря 1913 года Голанчикова подписала годовой контракт с владельцем фирмы по производству аэропланов Терещенко. И это через 2 года после выпуска из летной школы! Именно у Терещенко Голанчикова отработала глубокие виражи, гораздо сложнее тех, что исполняла раньше, у Фоккера.
Неожиданно для всех с началом войны продлевать контракт Голанчикова не стала. Уехала в Москву, вышла замуж за Бориса Филиппова, одного из купцов московской семьи, известной как Короли булочников. Но не успевает она насладиться семейной жизнью, как разражается революция. Голанчикова с мужем уезжают в Европу, бросив всё или, вернее, оставшись ни с чем. Во Франции, которая была промежуточным плацдармом, в октябре 1923 года чета Филипповых садится на лайнер до Нью-Йорка.
Там она как лётчица не нужна была никому, хотя отчаянно пыталась раскрутиться под именем Люба Филиппс. Но не получилось.
В 1936 году Борис умер. Любовь устроилась на автомобильный завод. К 1942 году накопила деньги на свой автомобиль и стала шофёром. Не штурвал, так хоть руль. Бесконечная взлётная полоса перед лобовым стеклом, от которой никак не оторваться...