Почти каждый район православной Румынии скрывает тайну, легенду, притчу или уникальную историю, которую сложно расшифровать. Район Добруджа, включающий в себя уезды Тулча и Констанца — живое свидетельство Божьего благословения на этой святой земле. Именно сюда впервые проник христианский дух и зародились первые традиции христианско-православного культа. Никто не знает, кто был первым христианином, который почувствовал потребность вырыть келью в меловой горе Мурфатлар, чтобы тихо поклоняться Христу. Произошло это более тысячи лет назад в 15 километрах от побережья Черного моря, на правом берегу современного Дунайско-Черноморского канала рядом с городом Басараби.
Летом 1957 года, в результате работ по расширению районов добычи мела в горе Мурфатлар обнаружили вход в пещерную камеру. Сразу же начались археологические раскопки, и в последующие годы на Меловой горе нашли несколько помещений — одни как церкви, другие как кельи или погребальные камеры.
Погода способствовала деградации комплекса, хотя археологи поспешили защитить новое открытие. Мер было недостаточно. Из площади почти в три гектара лишь треть занимает железобетонная конструкция, которая смутно напоминает собор со ступенчатой крышей.
Для остальной поверхности сделали своего рода деревянный сарай, покрытый рубероидом, который не мог противостоять дождям.
Мел, будучи очень мягким материалом, быстро разрушался. Стены облезли, исчезли десятки рисунков и надписей. Отсутствие средств, но, возможно, отсутствие интереса со стороны коммунистических чиновников способствовало постепенному разрушению этого чуда христианства в Румынии. Находка имеет сходство с находками в других частях Византийской империи, особенно с пещерными комплексами Каппадокии, Анатолии, но также имеет много уникальных элементов. Так что же обнаружили в Мурфатларе?
Священная гора
Ничто во внешнем виде комплекса из Басараби не говорит о том, что там скрывается что-то особенное. За забором странная трехуровневая конструкция со стенами и крышей, которая словно вырастает из меловых холмов, покрытых скудной растительностью. Но достаточно увидеть лишь некоторые помещения, которые использовались как церкви первыми христианами Добруджи, чтобы понять, что ансамбль Мурфатлар – это поистине бесценное чудо.
Первую обнаруженную церковь археологи назвали В1. Она находится на верхнем уровне пещерного комплекса. Позже специалисты нашли еще 5 культовых сооружений. Период возникновения поселений определили на основании надписи из нефа церкви В4 – "leat 6500" – что соответствует 992 году по современному календарю. Прямо со входа можно увидеть огромного голубя, нарисованного на одном из трех столбов притвора, а рядом с голубем человеческие фигуры, мальтийские кресты, плетеные драконы, надписи таинственными рунами.
С другой стороны столба огромные мальтийские кресты, вырезанные рельефно.
Потолок нефа держится на пяти других колоннах, а в алтарь можно войти через три украшенные красной краской арки, которые сохранились до наших дней.
Есть также гробница, в которую входят из нефа. В потолке нефа вырубили отверстие, через которое церковь сообщается с другой, расположенной выше.
Каждая церковь состоит из притвора, нефа, алтаря и других смежных комнат и галерей. Через них комнаты сообщаются друг с другом – настоящий лабиринт. Слабый бело-желтый свет придает рисункам теплые очертания. В комнатах абсолютная тишина, как в могиле.
Время от времени мел чередуется с цементом, который использовали для укрепления, и стены выглядят как мозаика. Эта идея была неудачной, потому что цемент притягивает влагу и ускоряет разрушение мела. Верхняя церковь меньше по размеру. На стене центральной комнаты нарисована голова быка, на стене справа от входа в алтарь – птица, кресты и рунические надписи.
Краеугольный камень христианства
В этом священном лабиринте зародилась современное христианство. Это духовная матрица, в которой формировался румынский народ. Но кто и когда раскопал кельи Мурфатлара? Как долго они были заселены и кем? Почему появляется так много разных символов? На стенах комнат обнаружили различные надписи на кириллице, глаголице, греческом. Найдены знаки древнейших германских алфавитов. Это единственное место в Румынии, где появляются руны, которыми пользовались викинги.
В комплексе на стенах сохранилось множество символов – всевозможные кресты, изображения святых, священников, паломников, икон, геометрических орнаментов, изображения кораблей викингов, птиц или животных.
Большое количество изображений лошадей, а иногда и всадников подтверждает наличие степного, кочевого населения, обращенного в христианство.
В углу нефа одной из церквей — фигура человека с распростертыми руками, в молитвенной позе. На нем широкое одеяние, в руке крест, а вокруг множество других крестов и символов. Отличительным признаком является специфический ореол святых и церковные облачения. Изображение сопровождается текстом из рунических знаков, который не расшифрован. Очевидно, что это святой, но пока его не смогли идентифицировать.
Вместо этого опознали другое изображение из той же церкви, потому что по обе стороны фигуры есть надписи на греческом языке, которые показывают, что это святой Феодор Стратилат. Лик святого разрушен, но основные атрибуты ясны – длинный хитон, в правой руке копье, а в левой щит овальной формы.
Первое изображение Рождества Христова
В другой церкви есть еще одно интересное изображение рождения Спасителя, но оно так схематично, что его интерпретация вызвала затруднения.
Есть кривая дорога, здание с крестом, толкуемое как Вифлеем. Над Вифлеемом ясли, в которых лежит Младенец в пеленах и над Ним звезда с тремя лучами. Это изображение считают репродукцией иконы того времени. Существует похожая икона с горы Синай конца XII и начала XIII веков, которая содержит такие же основные элементы, как и изображение из Мурфатлара — ясли, лежащий Младенец и звезда с лучами. Не появляется ни Богородица, ни волхвы, которые поклоняются, как на иконах нашего времени. Люди чувствовали необходимость иметь рядом с собой такие рисунки, пусть схематичные и неумелые, чтобы чувствовать себя более защищенными.
Паломничество к белым алтарям
Что может быть страннее церковной стены, которой более тысячи лет, изрезанной вдоль и поперек фигурами и знаками, которые пересекаются и накладываются друг на друга. Головокружительная мозаика раскинулась на большинстве стен лабиринта, смысл которой ускользает от того, кто попытается выяснить, каково назначение этого "Вавилона". Все же специалистам удалось понять, что происходило в тех пещерах.
Ученые высказали предположение, что некоторые изображения сделали проходящие паломники. Помимо икон со святыми, которых очень мало, существует большое количество символов. Сапог кажется самым загадочным. Что именно символизируют башмаки, нарисованные на стенах церквей в Мурфатларе? Самая правдоподобная гипотеза гласит, что это способ по образцу Синая, чтобы отметить святое место, которое посещали паломники. На Синае Бог сказал Моисею:
"Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая." (Исход 3:5)
Тогда башмак оставался символом святого места. Так появляются изображения сапог, сандалий — каждый паломник рисует свой отличительный знак, чтобы отметить тот факт, что он прошел мимо. Символов очень много, их интерпретация вызывает большие проблемы, но можно предположить, что они принадлежали паломникам разных народов. Большинство из них относятся к Средневековью, к 10-11 векам. Итак, самая надежная гипотеза состоит в том, что меловые церкви возле Басараби были местом паломничества христиан. Скелеты воинов-викингов также обнаружили в Мурфатларе, а изображения кораблей свидетельствуют о том, что в этом поселении жили северные покорители морей и океанов. Их присутствие не должно вызывать удивления. Добруджа находилась на пути "из варяг в греки" — на дороге, которая соединяла Скандинавию с Византией и сыграла большую роль в рождении русских княжеств.
Меловые церкви в Мурфатларе впечатляют, но их трудно посетить, так как сохранение пещерного ансамбля еще не завершили. Работа по обеспечению безопасности памятника довольно сложна, но он может стать очень популярной туристической достопримечательностью.
Вот такой этнически и духовно значимый мир, уникальный по богатству собранных вместе свидетельств, нашел себе приют на нескольких квадратных метрах, высеченных в меловой стене. Одна из расшифрованных надписей в пещерах гласит
"Мы в долгу".
Люди обязаны оберегать и помнить эти свидетельства ради самих себя, ради сохранения истории Православия.