Яффский порт за свою долгую историю сменил много хозяев и повидал много событий! Здесь Персей увидел и полюбил Андромеду, сюда царю Соломону доставляли драгоценные кедры ливанские, отсюда пророк Иона отправился в свое чудесное плавание…
В разные времена и с разных концов света плыли купцы и паломники на Святую Землю. Отчаянные были люди! Или в те времена меньше дорожили жизнью? Средиземное море славилось штормами и, кроме того, кишело разнообразными пиратами – алжирскими, мальтийскими, греческими…
Мало того, что плавание тогда не было увеселительной прогулкой, благополучно доплыть – это еще только полдела! Яффский берег встречал приплывающих прибрежными скалами.
Выгрузка людей и грузов происходила так: судно бросало якорь в безопасном отдалении от скал, к нему подплывали местные жители на лодках. Эти добры молодцы поднимались на борт и начинали вручную грузить пассажиров и их добро методом сброса в лодки. Заполненные лодки подплывали к берегу, выгружали промокших гостей и плыли за следующими. И такой не особо комфортный способ продержался до начала 20-го века!
Надо сказать, после ухода со Святой земли крестоносцев яффский порт функционировал в дремлющем режиме. Центральная власть была далеко, между местными правителями шла междоусобица, сопровождавшаяся войнами и разрушениями. А уж после нашествия Наполеона от порта остались жалкие развалины.
Ситуация изменилась после Крымской войны 1853-1856 гг. Турция одержала победу только благодаря помощи Франции и Великобритании, и помощь эта была совсем не бескорыстной! Пришлось допустить бывших союзников на Святую Землю. Надо сказать , регион сразу оживился, торговля активизировалась, наладились регулярные рейсы европейских судов
И поток паломников не сокращался. «Синим солнцем палимы, Идут по земле пилигримы…» А раз был спрос, появлялось и предложение – в Яффо плавали суда британских, астро-венгерских, турецких, египетских, российских и французских компаний.
Во времена британского мандата порт наконец дождался благоустройства. Появилась насыпная оградительная дамба, волнолом длиной 875 (!) метров, фарватеры к причалу, на берегу – новый маяк, складские ангары, судоремонтная верфь. Суда и люди пошли потоком, жизнь в городе закипела. Порт принимал в год по 2000 судов, привозивших коммерсантов, паломников, туристов…
Процветание продолжалось до 19 апреля 1936 года. В это день арабский комитет объявил забастовку, протестуя против еврейской иммиграции в Палестину и устроил в Яффо еврейские погромы. Британские власти решили проблему по-своему – просто разрушили прилегающий к морю участок города. Конфликт временно стих, а порт в одночасье потерял свое значение. Ворота Сиона закрылись.
А рыбацкие лодки продолжают причаливать и отчаливать. Власти много раз пытались создать здесь туристическую зону с причалом для яхт, однако прибрежные жители решительно протестуют. Трудно поверить, но в нынешнем Тель-Авиве более двухсот семей живут, как и тысячи лет назад, рыболовным промыслом!
Сейчас осторожно пробуются компромиссные варианты с сохранением порта для нужд рыбаков и исторических объектов. Морская школа в здании бывшей таможни (была построена британцами) – тоже уже исторический объект. А в заброшенных ангарах уже обосновались выставочная галерея и ресторан. И места еще много!
Еще в порту появилась инсталляция с указанием маршрутов и расстояний до других портов. Центр мира, как мы понимаем - в Яффо!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете