Найти тему
В гости к бабушке Европе

Моё мнение о российских винах: собрала собственный F.A.Q. + краткие рекомендации на свой вкус

Оглавление

В последнее время у меня появилось новое увлечение – я активно знакомлюсь с российскими винами и стараюсь составить своё о них впечатление. И чем больше узнаю, тем больше становится любопытно: аппетит приходит во время еды, да-да... Поскольку импортозамещение во всех отраслях – очень популярная сегодня тема, я решила поделиться познаниями и размышлениями. Собрала короткий F.A.Q. – вопросы, которыми я часто задавалась сама, слышала на дегустациях или читала в комментариях в Интернете. И постаралась максимально доступно разложить по полочкам ответы на них. Разумеется, всё это довольно субъективно, но тем не менее. Итак, погнали!

Почему российское вино стоит так дорого?

Будем откровенны, отчасти – потому что производителям кушать хочется.:) Ну а отчасти – потому что само производство вина в России обходится существенно дороже, чем в Испании или Италии, где оно давным-давно поставлено на поток, и виноград выращивают в таких безумных количествах, что себестоимость одной бутылки получается крайне мала. Климат хуже, виноградников меньше, возни с ними больше. Это и влияет на цену...

...да хотя: а что мы считаем «дорогим», а что «дешёвым»? Допустим, весьма приятное, хоть и незамысловатое вино из условно молодёжных линеек «Фанагории» стоит 400-500 рублей. По сегодняшнему курсу – около 5-7 евро; не так уж дорого и для европейского вина. Существует, конечно, замечательное шампанское «Чёрный принц» производства «Золотой балки»: классическая технология blanc de blancs из чистого шардоне, zero dosage (то есть экстра-экстра брют без капли сахара)... стоит порядка 5-6 тысяч рублей за бутылку. Как мне кажется, шампанское такого класса и в Европе не будет стоит дёшево, а уж шампанское из Шампани и подавно. Хотя тут, конечно, начинается бесконечный торг: а с чем именно корректно сравнивать и цену, и вкус... Составлять пары конкурентов и устраивать битвы народов я не хочу и не буду, я за мир во всем мире, так что если хотите прямых противопоставлений, – увы, это не ко мне.

В России нет культуры вина!

Для начала давайте разберёмся – мы говорим о культуре производства или культуре употребления? Если о производстве, так это не совсем правда: виноградники в Крыму и Краснодарском крае существовали довольно давно, и вовсе не все их сумели вырубить в эпоху горбачёвского сухого закона. Ну, как будто мы у русских классиков не читали про цимлянское! Да, конечно, наше виноделие существует не в тех масштабах, как в Италии или во Франции, но всё-таки. Навскидку: в Испании порядка миллиона гектаров виноградников, а в России — примерно 90 тысяч гектаров. С тем же успехом можно сказать, что в Германии (где виноградников примерно столько же, сколько в России) нет культуры вина – вон, повсюду только про немецкое пиво и говорят… однако как прекрасны немецкие рислинги и мюллер-тургау!

Если же мы о культуре употребления… ну так всё в наших руках! Давайте вместе пробовать, учиться понимать вино и грамотно его пить. Учиться, в конце концов, создавать на столе гармоничный ансамбль еды и вина, а не ставить бутылку водки мальчикам и бутылку условного «шампусика» девочкам, предполагая, что ими с равным успехом запьют селёдку и запеченную утку. Давайте начинать с себя – ну а там, глядишь, соотечественники постепенно подтянутся…

В России не умеют делать хорошие сухие вина, только портвейн!

Каюсь, сама этим грешила. Довольно часто и долго, когда собеседники рассказывали мне про любовь к Массандре, я скептически интересовалась: «А сухое там есть?», после чего укреплялась в мысли, что российские вина хороши лишь для «девочек, любящих сладенькое», а не для нормальных людей.

На самом деле, конечно, сухие вина там есть. Только сделать их сложнее, это факт: проблема в климате. И в нашем отечестве они пользуются меньшим спросом, это тоже факт (см. предыдущий тезис про культуру употребления), который производители не могут не учитывать. Поэтому и велик риск, невнимательно выбрав бутылку, напороться на полусладенькое и долго плеваться. Но, простите, глаза даны нам именно для того, чтобы внимательно читать этикетки.

На одной из дегустаций "Вилла Крым" вот так наглядно обозначила, чего ожидать от ароматики представленных вин. Хорошая идея!
На одной из дегустаций "Вилла Крым" вот так наглядно обозначила, чего ожидать от ароматики представленных вин. Хорошая идея!

Российского вина в магазинах мало, выбрать не из чего!

(чёрный юмор вкл.) Ну вы подождите немного, скоро ритейлеры это исправят. (чёрный юмор выкл.) На самом деле, шутка была плохая. Потому что давайте сразу разберёмся с вводными данными: нет, пить российское – это не вынужденная мера, потому что никто не собирается пока что лишать россиян поставок итальянского, французского и прочего вина. Запретов на этот счёт нет, а за формулировки вроде «Нам придётся отвыкать от кьянти» я рекомендовала бы публично пороть моих коллег-журналистов. Так что всё сугубо добровольно: если вам интересно российское виноделие (мне вот в какой-то момент стало интересно!), то не грех и поискать, где можно с ним познакомиться.

Моё собственное решение, которое я всем рекомендую – посещать небольшие винные бутики, специализирующиеся именно на российском вине. Их не так уж мало: например, на Арбате работает классный бутик «Абрау-Дюрсо» (кстати, с рестораном!). Салонов «Золотая Балка» (с дегустационными залами!) в Москве порядка полудюжины, а ещё есть 3-4 бутик Fanagoria... кстати, в этих магазинах представлена не только продукциях тех виноделен, в честь которых они названы, но и дружественных. Например, в бутике Fanagoria я покупала «Собер-Баш», а в «Золотой Балке» брала вина «Усадьбу Дивноморское» и «Гай-Кодзор», а в бутике «Абрау-Дюрсо» на Арбате шикарный выбор «Винодельни Ведерникова». Словом, ассортимент в таких магазинах куда обширнее, а главное – есть грамотные консультанты, с которыми всегда можно посоветоваться. Но вообще... будете смеяться, но весьма неплохой выбор российских вин сегодня в «Пятёрочке»! Я серьёзно.:) например, «Вилла Крым» там представлена в всей красе!

С чего начинать пробовать?

Сугубо моё мнение – на экспертность не претендую! – начинать лучше всего с автохтонных сортов. То есть с сортов, уникальных именно для российских терруаров. Почему? Не будет соблазна сравнивать, например, отечественный пино нуар с французским, ну, или наш совиньон блан с новозеландским – предсказуемо в пользу последних (потому что базовые установки коварны!). Ну а сибирьковый, например, или красностоп не придётся ни с чем сравнивать – будете пробовать их как самостоятельные единицы. Помните кино про барона Мюнхгаузена: «Он нам дорог просто как Карл Фридрих Иероним…». Вот тут то же самое: пусть какой-нибудь цимлянский чёрный будет дорог нам просто как цимлянский чёрный, а не как «наш ответ» чему-нибудь общеизвестному. Тем более, что автохтон – это своего рода автограф региона, его концентрированная индивидуальность в бокале. Разве это не любопытно?

Впрочем, такой подход я считаю наиболее удачным в любом регионе. В Грузии мы пьём саперави и мукузани. В Австрии дегустируем грюнер. В Италии или во Франции и вовсе выбираем не просто вино страны, но определённой провинции: в Тоскане пьём санджовезе, а в Пьемонте – неббиоло. Ну так а почему Россия должна чем-то отличаться?

Когда я была в Кисловодске, с интересом дегустировала вино Прасковейского винзавода (местное). Понравился розовый каберне фран и сухой мускат.
Когда я была в Кисловодске, с интересом дегустировала вино Прасковейского винзавода (местное). Понравился розовый каберне фран и сухой мускат.

Альтернативный вариант – для тех, кто чувствует в себе силы, – начинать знакомство с более дорогих линеек. Они, как правило, более примечательны: я уже рассказывала, что мой интерес к отечественному виноделию зародился после знакомства со «100 оттенками красного» от Фанагории. Его цена порядка 1500 рублей. За те же деньги, кстати, я покупала достойные образцы производства Loco Cimbali. Например, Barrique – интересный купаж бастардо, каберне совиньона, мерло и саперави. И это, скажем так, запоминающееся вино.

Что заслуживает внимания?

Конечно, всё упирается во вкусы и субъективное восприятие, и я абсолютно не считаю себя вправе выносить вердикты: мол, это хорошо, а вот это нужно сразу вылить! Кому что.:) Поэтому – немного личных впечатлений, дополненных теорией. Итак, принято считать, что российским виноделам особенно хорошо удаются игристые вина, притом разных ценовых категорий: ну, кто не знает шампанского Абрау-Дюрсо и его родственников! Я склонна согласиться: например, Brut Muscat Ottonel из Фанагории или Balaklava Brut Rose от «Золотой балки» пользуются моей безоговорочной симпатией (особенно с учётом их щадящей цены!). Последняя моя интересная находка – брют ркацители из линейки «Эндемы» из Дербента. Но должна добавить: это единственное, что мне пока понравилось из виноделия Дагестана, остальное вот вообще не запоминается.

На нынешнем этапе среди моих фаворитов в российском виноделии – лёгкие белые летние вина. Такие, как, например, уже упомянутый мною сибирьковый: вот уж вправду – аромат цветущего луга, поле, русское поле и далее по тексту... Это вино хочется пить где-нибудь в Суздале, глядя на Каменку и на золотые купола соборов.:) Больше всего мне нравится, как его делает «Фанагория», но и «Вина Ведерникова» тоже справляются. Хорошо удаётся нашим производителям рислинг (да, это не тот узнаваемый эльзасский рислинг, это совсем другой стиль) и купажи с его участием: например, дуэт рислинга и совиньон блан от «Усадьбы Дивноморское».

Интересный сорт – автохтон цитронный магарача: из него периодически делают что-то легкое в стиле винью верде. Ну а если мне хочется чего-то в духе «простенько и со вкусом за 500 рублей», то я без лишних раздумий хватаю очередную «Золотую балку» со смешной этикеткой.

Большая часть того, что я пробовала в этой линейке, было достойным (с учётом скромной цены). Кроме красного бастардо - он полусладкий, а я такое не люблю.
Большая часть того, что я пробовала в этой линейке, было достойным (с учётом скромной цены). Кроме красного бастардо - он полусладкий, а я такое не люблю.

Также неплохо, как мне кажется, наши производители освоили жанр оранжевых вин (тот, который родом из Грузии). Идея проста: вино из белого винограда делают по технологии красного, т.е. с настаиванием на мезге. Получается весьма интересное вино насыщенного медного цвета. Предупреждаю: на любителя! Например, многие мои друзья заявляют, что чувствуют в аромате исключительно компот из сухофруктов – и потому пить отказываются. С характеристикой букета согласна, с отторжением – нет: может быть, потому что в моём детстве никто никогда не варил компота из сухофруктов и не пичкал меня им?.. Словом, букет оранжевого – это чаще всего действительно буйство кураги, айвы, груши, изюма и даже каких-то деликатных пряностей вроде корицы. Отлично сочетается, на мой вкус, с мягкими творожными сырами и грецкими орехами.

С красными винами всё чуть сложнее, и это не только моё мнение: читала интервью экспертов, которые объясняли, что сделать хорошее красное в российских реалиях существенно сложнее. Поэтому, наверное, российские красные (я сейчас о сухих!) традиционно получают куда меньше наград на всевозможных конкурсах, чем белые и тем более игристые. Ну а если говорить о личных впечатлениях, то всё просто. Я, например, предпочитаю максимально полнотелые насыщенные красные вина, поэтому чаще всего выбираю продукцию Нового Света – ЮАР, Чили, Аргентины и т.д. Разумеется, в России (да и в большинстве европейских регионов) виноград не может дозреть до соответствующего состояния в силу естественных климатических причин, поэтому красные российские вина – в 80% случаев не моя история. Попытки были, но неубедительные: пробовала, например, шираз от «Мысхако» – в нём и близко нет той терпкости и насыщенности, которой ждёшь от шираза (зато ясно ощущается остаточный сахар, выдающий его полусухость). Спросила об этом представителей винодельни – разводят руками: мол, если бы «высушили» до конца, баланс с кислотностью развалился бы... ну-ну.:( Та же самая беда, по словам экспертов, с которыми я это обсуждала, с ширазом «Гай-Кодзор»: ну не хватает климата, чего уж!

Если уж я начала склонять «Мысхако», добавлю, что их эксперименты по изготовлению зифанделя меня тоже не впечатлили, зато вот марселан получился весьма интересным – так и просится на традиционные дачные шашлыки.:) Так что переходим к хорошим примерам! Отличные многосортовые купажи делают «Вина Ведерникова», а в авторской линейке «Фанагория» мне нравятся дуэты саперави/красностоп и каберне/цимлянский чёрный. Из последних и вполне недорогих моих находок могу отметить мерло от «Вилла Крым»: сплошная клубника и вишня в аромате, очень ягодное и очень летнее красное вино (вижу его в дуэте с каким-нибудь салатом, например, с жареным сыром и ягодной заправкой, или просто с капрезе).

Разговор о сладких креплёных винах, которые тоже считаются гордостью российского виноделия, я поддержать не смогу – категорически не люблю сладкие вина как жанр, ну, только если крошечную рюмку айсвайна или сотерна в качестве десерта. Охотно верю ценителям, что условный «Чёрный доктор» из Массандры – это круто! И не могу не отдавать должное исторической, скажем так, значимости этих вин. Пятиминутка занимательных фактов: самое старое вино России, попавшее в книгу рекордов Гиннеса – мускат розовый магарачский 1836 года. Вино, заложенное за год до дуэли Пушкина, – впечатляет, да?..

***

И ещё раз – во избежание неправильных трактовок: нет, я вовсе не призываю немедленно отказаться от чуждых нам итальянских и испанских вин и всю оставшуюся жизнь пить только то, что сделано на Кубани.:) Вовсе нет! Напротив, я считаю подход в духе «От добра добра не ищут, я привыкла пить кьянти и буду продолжать» вполне заслуживающим уважения. Стабильность и моногамия – это тоже хорошо. Однако разнообразие и безграничный выбор – это то, что я более всего ценю в жизни. Пусть расцветают все цветы – и пусть зреет виноград на всех виноградниках: и в Калифорнии, и в Бургундии, и в Крыму!

Знакомы с российскими винами? Что можете порекомендовать? Давайте пробовать вместе! Ну а заодно подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: