Восьмая глава долгоиграющей теле-повести «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989) – особая. Точнее, все они особые и каждую хочется рассмотреть предметно, как уникальную драгоценность. Однако Дело №8 – «Побег» (1973) отличается тем, что это - не милицейский детектив, но классический триллер, хотя, советские авторы не знали канонов этого жанра и всё получилось как-то само. А ещё у Дела №8 грустный и страшный финал.
Итак, из колонии бежит осуждённый за хулиганство Михаил Багров. Взрослый, точнее уже начавший стареть, мужик срывается из мест отбытия заключения и несётся в родной город. Причина – глупая и …весомая одновременно. Ревность. Это чувство буквально пожирает Багрова, и он в течение всего фильма совершает преступления. Не удивлюсь, если ему вообще дадут лет 15. Вышку? Наверное нет. Ибо Томин выжил.
В этой серии, помимо острого сюжета, есть богатый материал для раздумий. Нам честно показывают, во что может вылиться брак прекраснодушной учительницы и простого, красивого, мощного парня. Когда-то Майя приехала в небольшой городок и, как водится, полюбила местного брутала Мишу Багрова, который был этаким ураганом на фоне скромных мальчиков из педвуза. Ничего не напоминает? Вот именно. Весну и Заречную улицу.
Когда бушуют гормоны, кажется, что всё пойдёт гладко, и самое важное – страсть. Ан нет. Семейная жизнь – это не объятия 24 часа в сутки, но совместный быт и общие интересы. Великолепный дуэт Ии Саввиной и Леонида Маркова! Я даже прикинула, как могла бы выглядеть эта пара в 1950-х, куда возвращаются в мыслях герои фильма. Действительно, эффектно. Первые два года Михаил держался, а затем пристрастился к бутылке.
Он это делал потому, что испытывал жгучую ненависть к бывшему жениху Майи, а ныне директору школы, Загорскому. Этот самый «интеллигентик» Загорский все двадцать (!) лет стоял между ними, точнее, его туда «поместил» именно Багров, тогда как Майя искренне любила своего мужа. Загорский был для неё пройдённым этапом. Больше всех в семье страдала их дочь - Катя, девица своенравная и по-юношески жестокая. Отец сломал ей будущее.
Из диалогов мы узнаём, как деградировала красавица и умница Майя, уйдя из школы и устроившись парикмахером. Зачем? Так Багров ей велел бросить любимую профессию! А ей снится, как она преподаёт. Зачем такой мужчина? Любовь – иррациональна, особенно, если к ней примешана жалость, жертвенность. Такие Багровы не столь изящно устроены, чтобы осознавать высокие побуждения. Ради него женщина предала себя и учеников. И - свой талант, дарованный свыше.
Багров - чудовище. Он - человек, живущий инстинктами: бей/замри/беги. Мужлан не представляет, что между мужчиной и женщиной возможна дружба или платоническая приязнь, как у Майи с Загорским. Для Михаила не существует разницы между невинным флиртом и стопроцентной изменой. Чем проще устроен хомо-сапиенс, тем больше в нём чувственности и тем меньше чувств.
Багров сбежал с зоны, так как до него дошёл слух, что Майя тесно общается с Загорским. Ах, тесно? Стало быть... И этой подколки хватило, чтобы снесло крышу. Марков прекрасно сыграл этакое животное в аффекте, настоящего зверя, который вообще не смог остановиться. В финале Багров, совершив ряд преступлений, ранит Сашу Томина. И …зависает страшная пауза. К счастью, майор появился жив и прекрасен в следующей серии.
...P.S. А ещё майор Томин в этой серии поёт.
Zina Korzina (c)
UPD Спасибо тем, кто напомнил, что по тому УК больше 15 лет не давали, я исправила.
- Статьи о некоторых делах Знатоков:
1. Дело № 1. Раскаявшаяся жена, уголовник эпохи НЭПа и мини-юбка Зины Кибрит.
2. Дело №3. Главарь-интеллектуал, пивная и дорогие меха.
3. Дело №10. Мусор и манекенщицы.
4. Дело №12. Налёт на нищих миллионеров и племянница вора в законе.
5. Дело № 14. Антиквариат, жулики и профаны.