Английская набережная дом 12.
Галерная улица дом11
Участком земли, на котором стоит дом первым владел Тихон Иванович Лукин, это Английская набережная дом 12. Лукин участвовал в Великом посольстве Петра 1, а начинал в его потешных войсках ещё в Москве. Лукин был судостроителем и блоковым мастером. На свадьбе царя удостоился чести стать его шафером.
С 1713 года, практически 20 лет он владел участком земли и домом на Английской набережной. К 1732 году он не выполнил указание, каким должен быть его дом, и участок приобрёл новый хозяин, князь Сергей Алексеевич Голицын. Князь выстроил изящный особняк в стиле барокко, в 13 окон по фасаду. В 1765 году дом приобрёл шотландский купец Уильям Глен. Голицын грамотно распорядился своим домом, пока владел им, он сдавал его в наём, а продал не дёшево, так как Английскую набережную в эти годы очень облюбовали англичане. Фирма купца к началу 70-х годов была в пятерке ведущих английских компаний. Ежегодно до 40 торговых судов привозили продукцию для Глена.
В 1807 году граф Николай Александрович Татищев приобретает дом у наследников успешного торговца. Татищев много лет командовал Преображенским полком и жил недалеко от квартир полка на Фурштатской улице. Вышел в отставку как раз при коронации внука Екатерины 2, Александра1, поэтому торжественному и праздничному случаю получил титул графа. Сам Николай Александрович уехал в своё имение, а здесь жили его сыновья, тоже военные люди.
Через 35 лет дом продали за долги Маркусу (Матвею) Маркевичу, он был богатым купцом, было чем гордиться. Не типичный покупатель оказался у этого дома — портной, но писал о себе, как о "фридрихсгамском купце", уже тогда люди стеснялись того, чем лучше бы гордились. Маркус Маркевич, действительно, выпадает из социального статуса жителей набережной. Прожив год, он решается на перестройку дома. Маркевич обратился к архитектору Корсини. Работы начались в 1845 году, был надстроен третий этаж и построен трёхэтажный корпус по Галерной, больше дом не перестраивался, архитектурный стиль дома — эклектика. Его дом выглядит очень изящно, это дом, скорее утончённого эстета, чем купца. Лёгкие Римские пилястры (итальянский Ренессанс), расположенные на каждом ярусе, оформляют каждое окно всех трёх этажей. Балконы с кованными решётками выглядят легкими, рисунок решётки — красивая паутина.
В 1855 году портной продал дом, чувствуя, что он ему очень дорого обходится, а дела не заладились. Маркевич продает дом Исааку Осиповичу Утину, купцу первой гильдии. Дом был продан за 128 000 рублей серебром. У этого господина на углу Галерной, дом №20, этот красавец дом, по виду — настоящее Палаццо. Но аппетит приходит во время еды и захотелось большей статусности, а не только удовлетворения амбиций для новоявленного нувориша. У Утина особняк в 1868 году приобрела вдова почётного гражданина города СемёнаГоленищева, Царскосельского купца первой гильдии, Софья Гавриловна. Их сын, Владимир Семёнович, выдающийся русский египтолог и коллекционер. Он оставил после себя знаменитую коллекцию памятников древнеегипетского искусства. Когда Володе исполнилось 14 лет, он приобрел свой первый египетский памятник, начало коллекции было положено в этом доме.
Через 11 лет домом владела внучка императора Николая 1, младшая дочь Великой княгини Марии Николаевны. В 17 лет Елена Строганова осталась круглой сиротой. Она выходит замуж за господина Шереметева, но нетитулованной ветви. Сама Елена Григорьевна с очень богатой родословной, хоть и родилась в морганатическом браке. Отец её был граф Строганов, мать, Великая княгиня Мария Николаевна. Госпожа Елена Григорьевна Шетеметева проживёт 47 лет, первые роды подкосили её здоровье, она стала полнеть, подурнела внешне. В последние годы жизни, она стала соответствовать прозвищу "гиппопотам", так как была высокая, очень полная, говорящая басом. Елена Григорьевна Шереметева сдавала особняк в аренду.
Елена Григорьевна Шереметева с мужем жили на широкую ногу, много времени проводили за границей, денег не считали и просчитались, дом пришлось продать. "Шереметев промотал всё состояние жены своей и оба отправляются жить в Москву, получая от Евгении Максимилиановны Ольденбургской по 2 тысячи рублей в месяц.", — так говорил Великий князь Владимир Александрович. Племянник Владимира Алексеевича, граф В. В. Мусин-Пушкин, наоборот писал о родственнике, как о добром отзывчивом человеке.
В 1895 году дом стал именоваться "особняк Полякова". Господин, купивший дом, сделал это ради престижа. Лазарь Соломонович Поляков был банкиром и жил в Москве, а дом на Английской набережной сдавал в аренду, как и прежние хозяева. Полякову принадлежат 4, 22, и 64 дома по Английской набережной. С 1990 года "Особняк Полякова" - резиденция Генерального консула Нидерландов.