Хотите узнать про покупку кофе с профессиональной точки зрения?
Кофе – это базовый продукт – он торгуется на бирже, поэтому находится под влиянием политических и экономических факторов: а ещё логистических мировых цепочек. Например, весь прошлый год в Африке происходили клановые войны, в том числе в Эфиопии, Кении и Колумбии – регионах, где выращивают большую часть кофе. Есть и климатические изменения: например, прошлогодняя засуха в Бразилии сильно повлияла на урожай. Так запускаются цепочки, сильно влияющие на ценообразование. А ценообразование в свою очередь – на вкус, доставку и многое другое.
В этой статье мы расскажем про все способы получения кофе массовым потребителем, поделимся рассуждениями нашей команды и выводами.
Начнем с того, что кофе – регулярный продукт: все привыкли его пить, кто-то в воронке и аэропрессе, а кто-то просто заливает кипятком две чайные ложки в кружке. Иногда мы пьем кофе, чтобы проснуться, а иногда изучаем вкусы всяких супер-дорогих сортов по две тысячи баксов за килограмм.
3 основных способа выпить кофе
Есть 3 пути выпить кофе самостоятельно, минуя хореку (это кофейни, пекарни, общепиты и кафешки):
- Купить упаковку в супермаркете
- Заказать в любом маркетплейсе (например, на Ozon или Wildberries)
- Взять напрямую у обжарщиков – зайти к ним на сайт, а потом (в зависимости от того, насколько понятный интерфейс и красивые картинки) выбрать и попробовать
У каждого из этих путей есть предшествующая цепочка получения заветной пачки в руки. Чем хороша любая экономическая цепочка? Тем, что она похожа на базовый закон природы – закон сохранения энергии. Её не обманешь.
Что это значит?
Чем короче и эффективнее цепочка между поставщиком зелёного (необработанного = не готового к употреблению) кофе и конечной пачкой кофе в руках покупателя, тем выше качество и ниже цена. Конечно же, везде есть нюансы, на которые надо обращать внимание. Мы с удовольствием расскажем об этом в одной из следующих статей.
Купить кофе в супермаркете
Рассмотрим эту цепочку через ритейл – магазины и супермаркеты.
Какие есть плюсы:
- Магазин уже сделал все за тебя – закупил обжаренный кофе у компании-дистрибьютора, а те в свою очередь, у импортёра, который выкупил неколько тонн кофе на огромном европейском заводе любого известного бренда, оплатил доставку до России, заплатил НДС и оплатил растаможку.
Но есть и важные минусы:
- Заплатить за это придется прибавлением минимум 100% к стоимости пачки кофе на полке магазина. То есть, в 90% случаев, пачка кофе которая стоит 1000₽ на полке, в себестоимости редко переваливает за 500₽. Конечно, бывают исключения: многие ретейлеры плотно работают с производителями, заказывая кофе под своим брендом, в этом случае качество продукта будет выше, чем у аналогов по ценовой группе.
- А ещё вкусом, в большой степени потерянным при транспортировке – у зернового кофе к моменту появления в магазине уже истекает период «пика вкуса». Математика простая: кофе оказывается на полке через 3-6 месяцев после обжарки, а своего «пика вкуса» достигает к 1-2 месяцу даже при использовании упаковки в азотной среде или вакуумизации.
- Длинная цепочка поставок между контрагентами (европейский производитель -> шипмент в РФ к импортёру -> склад компании-дистрибьютора -> внутренняя логистика с распределительного центра до магазина) тянет за собой увеличение технического срока хранения, и, конечно, маржи, которая «оседает» на каждом шаге.
Вывод:
Цена завышена, вкус может быть хуже, но для покупки вам нужно минимум действий – просто дойти до магазина и выбрать понравившуюся пачку.
Сетевые магазины сфокусированы на том, чтобы продавать максимально востребованный и быстро-оборачиваемый продукт, поэтому доля отечественных производителей кофе относительно невысока, и наравне с итальянскими брендами чаще всего представлены бренды крупных заводов: Paulig (завод в Твери), Alta Roma (завод в Московской области), Jardin и тд. Небольшие, крафтовые компании-обжарщики мануфактурного масштаба как правило не имеют достаточных финансовых резервов и производственных мощностей, чтобы стабильно поставлять в крупные ретейл-сети.
С одной стороны, это плюс: стандартизация вкуса и качества у крупных заводов всегда на высоте, производства совершенно точно сертифицированы всеми мыслимыми сертификатами и соответствуют всем нормам и требованиям пищевой промышленности.
С другой стороны, вкусовые характеристики такого продукта не блещут, скорее представляют из себя заурядный, «обычный» кофе в том понимании в котором его видит 80% населения. Этого вполне достаточно, чтобы выпить утреннюю чашку кофе с сахаром, добавить сгущенки или молока и, может, даже щепотку соли для вкуса, но согласитесь, это даже не близко ко вкусу напитка, который можно получить в кофейне.
Купить кофе на маркетплейсах
Какие плюсы:
- Большой выбор: очень-очень много как локальных производителей, так и импортных брендов.
- НО: алгоритмы любого маркетплейса заточены на то, чтобы показывать покупателям самые популярные товары (по аналогии с «золотой полкой» в ритейле – выкладка на уровне глаз). Зачастую, чтобы выбиться в топ выдачи и рекомендации, производителям приходится демпинговать – снижать свою маржу до около-нуля ради маркетинга. Это, безусловно, плюс для покупателя – можно найти классный продукт по очень низкой цене.
Минусы:
- Это такой же безусловный минус для поставщика: на него ложится стоимость логистики, комиссия за продажу, платежи за «продвижение»на полке маркетплейса — страдает от этого что? Правильно, качество продукта.
- Еще один минус, уже для покупателя: чтобы найти качественный продукт, нужно заранее знать, что он понравится именно вам. То есть заказать 5-10 разных сортов и понять, какой из них вам подходит, ориентируясь только на описание + отзывы в том же маркетплейсе.
- Вся коммуникация с продавцом сводится к изучению комментариев, а принимать решение приходится основываясь на факторах цена/отзывы/дизайн (карточки товара и упаковки). Этого вполне достаточно если кофе для вас – еще одна гречка.
Основная проблема заключается в том что на волне популярности на маркетплейсы «залезают» предприниматели, не разбирающиеся в кофе как в продукте, но оценивающие нишу кофе как еще одно направление своего бизнеса. Такие предприниматели делают красивый дизайн упаковки, заказывают готовую партию кофе на подрядном производстве, накручивают свою маржу и выбиваются (или не выбиваются :) ) в топ продаж за счет красиво оформленных карточек.
Также необходимо понимать, что при текущем уровне цен на зелёный кофе на апрель 2022 года, доля накладных расходов (комиссия маркетплейса, внутренняя стоимость рекламы, суммарная стоимость обработки отправления, дополнительной упаковки и логистики (а именно на поставщика и ложатся эти расходы) составляет около 25-27%.
Купить кофе напрямую у обжарщика
А теперь самое интересное – работа напрямую с обжарщиком.
Плюсы:
- Сайт, на котором нет ничего лишнего, кроме кофе и экспертного описания вкуса (деление на категории по вкусам + удобная визуализация кислотности/крепости + подробное описание дескрипторов, то есть вкусовых ассоциаций). Это позволяет постепенно расширять свой «вкусовой кругозор», экспериментировать с рецептами, обмениваться вкусовым опытом с друзьями и коллегами. А еще, научившись разбираться во вкусовом профиле кофейных напитков, вы совершенно точно откроете для себя новые вкусы даже в привычных блюдах.
- С вами будет общаться живой человек – менеджер, который поможет на всех этапах покупки зерна: сделает предложение по вашим предпочтениям и подскажет, какой рецепт приготовления лучше к нему подойдет, проведёт, можно сказать, за руку по всем этапам выбора, так вы точно не получите кота в мешке.
- У обжарщика есть точная уверенность в своём продукте: он буквально своими руками с помощью огромного опыта подбирает профиль обжарки так, чтобы раскрыть вкус зерна максимально правильно и ярко.
- Поддержка малого бизнеса, который создаёт уникальный продукт своими руками
Минусы:
Он всего один: к покупке зерна у обжарщика нужно подойти чуть более внимательно (нажать на нужный сайт и заказать понравившееся зерно), а не просто схватить первый понравившийся кофе на полке супермаркета.
Вывод:
Покупку зерна у обжарщика очень просто сравнить с покупкой вина: можно взять бутылку за 300 рублей в «Пятерочке», выпить его и забыть (или не забыть, потому что утром ещё и голова будет болеть) или подойти к выбору осознаннее и трепетнее – со своим особым вкусом, терруаром, историей. Наш коммерческий директор Павел Илларионов сравнил это ещё с покупкой автомобиля в 20 веке: можно взять машину напрямую из цеха, где был собран конкретный экземпляр – у людей, которые закручивали каждую гайку сами.
Выбор за вами!
Статью подготовила команда The Coffee Soldiers.
Расскажите нам, где вы покупаете кофе и как его выбираете?