Я сейчас прохожу 2 курса с ограниченным по времени доступом, и один сервис я оплачиваю каждый месяц на постоянной основе, потому что пользуюсь минимум раза 4 в неделю.
Многие студенты пишут мне, что “не успевают”, что мало напоминаний о том, что надо проходить курс (они забывают), что не уверены, правильно ли они все делают.
Я стала анализировать, как сама веду себя в условиях ограниченного времени доступа, когда студент сам ответственный за организацию своего процесса обучения. Есть уроки, есть расписание встреч с группой или с тренером, есть записи встреч, если не смог присутствовать лично. Я сейчас точно в таких же условиях, как мои студенты.
Понаблюдав за собой 3 месяца, я увидела, что:
- Я не присутствую на каждом занятии, которое идет в режиме реального времени (несовпадения с моим расписанием).
- Если меня не было на занятии, я часто смотрю в записи не всю встречу. Зависит от темы. Зависит от того, насколько она для меня понятная или новая. Если новая и непонятная, могу и 4 раза пересмотреть. Иногда смотрю 5 минут, у меня загорается лампочка, и сразу иду делать. Досматриваю потом.
- Я не делаю новое задание каждый день. Но я могу делать одно задание несколько дней. Например, могу смотреть часовой видео урок частями (по 15-20 мин, когда есть время). Я не смотрю на высокой скорости, особенно когда объясняют детали, и особенно когда я слушаю материал на английском, где я учусь слышать ритм. А вот видео на YouTube “как вставить текст в adobe premier” я буду смотреть в ускоренном режиме
- Я абсолютно спокойно отношусь у кому, что мне нужно несколько дней посмотреть один урок. А потом я его еще могу 10 раз пересматривать, потому что забыла начало.
- Когда я делаю практические задания, я отправляю работу тренеру. Когда приходит обратная связь, делаю задание снова, если нужны корректировки. Когда корректировки мне понятны, я не иду сразу в следующий урок или следующий модуль. Я иду в “открытое плавание” применять то, что я думаю, я теперь поняла. И смотрю, насколько у меня получается. Я тренируюсь с любыми видео в YouTube, с любыми текстами, которые ме попались, с новыми людьми, снимаю новые видео, применяя в речи новое. Мне нужно это время “закрепления” прежде чем начать новую тему. И я научилась спокойно к этому относиться. Да, время идет. Но толку от того, что я побегу по видео урокам, будет мало.
- Я конспектирую важное для себя и сохраняю ссылки, которые мне понравились, чтобы потом легко их найти. Таким образом, я могу надеяться на свои записи, а не на интернет, которого может и не быть. Записи я тоже научилась делать понятно и точно, потому что раньше делала абы как, надеясь все же на то, что снова могу открыть курс и посмотреть. Когда знаешь, что доступ ограничен, стараешься точно изложить информацию, чтобы в будущем не путать самого себя. В будущем - это когда я буду применять. Я изучаю только то, что буду или уже применяю в жизни. Поэтому вопрос стоимости не стоит. Обучение всегда стоит столько, сколько я могу себе позволить. Если смотреть в перспективу “применения” и спросить себя “сколько стоят эти знания”, некоторые курсы, что я прошла, вообще не имеют цены. Они бесценны.
- Я перехожу к новым урокам, когда я готова, когда я в настроении, когда точно закрепила предыдущее. Надо отметить, что мы говорим о курсах, где нет сессий в режиме реального времени (если бы обратная связь давалась в режиме реального времени, время практики увеличилось бы на час-два вместо моих 20-30 мин, а занятия были бы в группе, возможно, я бы двигалась быстрее). Но почти все курсы, где занятия проходят по расписанию в конкретные часы, не совпадают с моим расписанием. Поэтому я в 80% случаев смотрю в записи и потом отрабатываю задания с тренером. Или сразу работаю индивидуально. И все равно довольно долго закрепляю самостоятельно пройденное. Закрепляю в расслабленном режиме. Не специально выделяю время, просто держу фокус внимания на том, что надо отработать. Делаю свои дела каждый день и где-то останавливаюсь, чтобы отработать, повторить, сделать. Например, если мне нужно научиться дольше останавливаться на ударных гласных в английском (а они есть в каждом слове), то я закрепляю каждый раз, когда что-то говорю на английском или читаю вслух.
- Я двигаюсь довольно “медленно” для многих. Но для меня - это хороший темп, потому что я не останавливаюсь.
Теперь главное - результат. Есть ли результат в таком режиме, где я два дня думаю, прежде чем ответить? Где я далеко не каждый день смотрю новые уроки и делаю задания?
Он есть, и он поразительный. И он остается надолго, потому что я вижу, как и в какую сторону практиковать дальше, и каких навыков мне не хватает, чтобы идти “дальше” не только в том, что я изучаю, а в обучении себя другим навыкам тоже.
Это просто моя особенность: я могу долго собирать информацию, долго впитывать, долго думать, наблюдать, пробовать, а потом моментально сделать. Быстро и качественно. Останется доработать - еще две три итерации, и готово.
Просто бездумно делать у меня не получалось с детского сада. На меня жаловались дети - а почему Наташа не поет песенку, когда все поют? А я не понимала, чего все поют, и нравится мне песня или нет. Я включалась чуть позже, когда настроилась, и пела со всеми.
И про деньги.
Есть курс, который я уже 6 мес не могу начать. Мне некогда. Я за него заплатила. Жалею ли я? Нет. Получается, я заплатила за то, чтобы понять, что мне пока не по зубам. Я еще не научилась организовывать свой день так, чтобы туда вместилось это новое для меня занятие. Обязан ли автор продлевать мне курс, потому что я не смогла организовать свое время? Мое мнение - нет.
Жалко ли мне денег, которые я плачу каждый месяц за другой курс, если я делаю 4-5 подходов в месяц? Нет, наоборот. Тут добавляется новая информация, тут гарантированно есть обратная связь от тренера, тут я понимаю себя - как мне учиться? Как я вообще учусь? И мне нравится возвращаться к материалам, чтобы еще раз пересмотреть и сверить свое понимание с источником информации. Я понимаю, что вне зависимости от того, делаю я свою работу или нет, автор свои обещания выполняет - он оплачивает хостинг, сайт, платформу, включенные сервисы и пр, чтобы у студентов был к ним доступ.
Тот курс, которым я пользуюсь почти каждый день (там я беру идеи для тренировок) - за него я плачу с большим удовольствием. Здесь я получила за год самые большие результаты. Раньше много лет пользовалась бесплатно тем, что было в открытом доступе. Сейчас можно не отвлекаться, не собирать упражнения по соц сетям самой, не тратить ценное время, а сфокусироваться.
Неважно, какой курс я прохожу, и чему я обучаюсь. Я всегда тренирую фокус внимания, рост качества на 1% на каждом маленьком этапе и честность с собой. Это основное.
Я не знаю, зачем людям навязывают, что после курса они смогут Это и Это и Это. А вдруг не смогут? Но смогут наконец взглянуть на себя честно…или похудеть например - это тоже хороший результат.
Я не знаю, зачем людей торопят, когда они не готовы идти. Мотивируют тем, что людей вообще не интересует. Ругают за то, что они “опаздывают”, когда у каждого свой темп. Хвалят за то, что появляются галочки “урок пройден” напротив видео.
Людей поощряют “быть как все нормальные люди”, а все люди при всей своей одинаковости все же индивидуальны.
Мне кажется, самое ценное, чему можно научиться, будучи учеником - это научиться понимать себя. Например, выбирать учителя. Выбирать школу. Организовывать свое обучение: планировать, анализировать, оценивать свои результаты. Знать, что зажигает мой интерес, а что его давит. Я, например, не люблю никакие уроки, где надо петь. Всякие тренировки голоса, распевы, напевы текстов - я сразу выключаю и не участвую. Мне неинтересно. А петь песни, которые для меня - искусство - я люблю. Но только не в присутствии других людей. Eсли мне нужно общение с преподавателем, я буду активно его инициировать - делать доп задания, задавать вопросы, предлагать помощь.
Самое ценное - когда человек научился применять. Сам и в своей жизни. Когда сам может испечь полезный хлеб для своей семьи. Сам может превратить любой непонятный поток речи на английском в понятный и разборчивый. Сам может написать письмо на английском новым партнерам. Сам может проверить правильность того, что написал. Сам может подготовиться к собеседованиям на английском и сам поправить свое резюме для каждой компании.
Просто не многие понимают, что для того, чтобы уметь печь вкусный хлеб, нужно не останавливаться печь хлеб. Чтобы уметь в любой момент пройти собеседование на английском, нужно тренироваться, не останавливаясь. Чтобы понимать ВСЁ, что говорят носители языка, каждое слово, и участвовать в беседе как “свой” - нужно никогда не останавливаться. Чтобы увеличивать качество своего навыка на 1%, нужно все время его совершенствовать, все время заниматься.
А как это “все время” - после того, как закончился курс? Или когда нет напоминаний? Вот это и есть интересный вопрос, на который человек может сам себе ответить, если займется своим обучением. Помочь человеку находить ответы на такие вопросы и есть задача преподавателя. От ученика нужно желание научиться находить такие ответы.
Творческая, ежедневная, целенаправленная практика на английском языке для достижения Native-Like fluency. Начать бесплатный пробный период (14 дней) можно прямо сейчас, без привязки карты и оплаты по ссылке.
#natalia tokar #english #upskillme