Владимир Ленин, вождь российского рабочего класса, чей славный юбилей мы празднуем сегодня, это не только великий революционер, но и идеолого революции русской литературы, русского языка. Именно при его правительстве грамота стала гораздо более доступной в усвоении миллионам наших граждан.
Ильич четче всего осознавал необходимость облегчить нелепый, отягченный всякими историческими пережитками, дореволюционный алфавит, которые ненавидели все группы мало–мальски культурных людей. И он провел такое преобразование непосредственно после Октябрьской Революции, за что его адски не любят монархисты всех мастей.
Однако Советское Правительство прекрасно отдавало себе отчет в том, что при всей продуманности этой реформы в ней было, по самой половинчатости своей, что–то, так сказать, „февральское“, а не октябрьское. Гражданский шрифт и отмена ненужных букв были лишь программой-минимум.
Владимир Ленин ставил задачу шире. В одном из своих разговоров с Луначарским он заявлял. что "не сомневается в том, что придет время для латинизации русского шрифта, в более спокойное время, когда мы окрепнем, все это представит собой незначительные трудности». На эти мысли его подтолкнула латинизация литературы народов Востока и желание укрепить связи с рабочими Запада.
Советская власть понимала, что из-за многочисленности населения, употребляющего русский шрифт и чрезвычайно близкий к нему украинский, белорусский и некоторые другие, надо при это реформе будет считаться с тем, что реформа эта грандиозна, и подходить к ней с большой осмотрительностью. Однако никто не сомневался в том, что в конце концов эта идея возобладает и будет введена в жизнь при подлинном социалистическом обществе.
К сожалению, тяжелая разруха после Гражданской войны, огромные затраты на индустриализацию, война против мирового фашизма, расходы на социальные нужды граждан и просто обыкновенное забвение ленинского наследия так и не позволили провести такую реформу.
Но мы молодые коммунисты должны помнить все заветы Ильича! И политические, и культурные.