Найти тему
Роман Апрелев

“Иван Денисович” то ли о прошлом, то ли о будущем

На насквозь пролживевшем российском телевидении премьера фильма Глеба Панфилова “Иван Денисович” стал редким глотком правды. Панфилов один из немногих советских мэтров, которые по-прежнему занимаются актуальным искусством. Глебу Анатольевичу уже 87 лет. В кино пришел в середине 60-х. С одной стороны, человек совсем другой эпохи. С другой - снимает о прекрасно знакомом ему времени.

Кадр из "Ивана Денисовича"
Кадр из "Ивана Денисовича"

Публикация в дивном “Новом мире” рассказа (а по размеру, скорее, повести) “Один день Ивана Денисовича” стал одним из важнейших литературных и общественных событий Оттепели. Хотя у нашего классика Александра Солженицына в малой прозе есть и более сильные с художественной точки зрения вещи (”Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка”), но именно “Один день...” открыл в словесности огромную тему, о которой официальная, чиновная литература отважно молчала. Тему чудовищного преступления против советского народа.

Кадр из "Ивана Денисовича"
Кадр из "Ивана Денисовича"

Кино у Панфилова получилось мощным, хотя и не лишенным недостатков первоисточника. Можно было сжать хронометраж, сделав повествование более энергичным. Так, военная предыстория занимает слишком много места, тем самым нарушается герметичность художественного пространства. Ведь лагерь - это огороженный колючей проволокой кусок земли. Шаг вправо, шаг влево - сами знаете, чем карается.

Кадр из "Ивана Денисовича"
Кадр из "Ивана Денисовича"

Иван Денисович Шухов, или Щ-854 (а ведь имена героев Замятина Д-503, I-330 когда-то казались просто выдумкой), продолжает череду персонажей русской литературы золотого века. Это такой же “маленький человек”, как Самсон Вырин или Акакий Башмачников. Он тоже вышел из гоголевской “Шинели”. А многое в последующих произведениях русской литературы куталось в бушлат Шухова.

Кадр из "Ивана Денисовича"
Кадр из "Ивана Денисовича"

Простой русский мужик, геройски дравшийся с немцами, записан в предатели. Российское телевидение добавило актуальности, в рекламных вставках тоже записывая в предатели тех, кто имеет собственное мнение, не заверенное в кабинете проплаченных пропагандистов. Еще в начале года “Иван Денисович” смотрелся бы как сильное и правдивое высказывание о нашем кровоточащем прошлом. А сейчас смотришь и сомневаешься: не о будущем ли?

Кадр из "Ивана Денисовича"
Кадр из "Ивана Денисовича"

Отмечу также сильную актерскую работу Филиппа Янковского. Понимаю, как сложно с такой-то фамилией Филиппу Олеговичу. Но здесь он доказал, что отнюдь не является кушеткой для отдыха природы. С возрастом Янковский-младший стал и внешне больше похож на отца. Любопытно, что в ожидающейся экранизации антиутопии “Мы” Филипп сыграл еще одного героя с “номерным” именем. Ох, уж эти тенденции...