Позволите снова о «Русалке»? В.Г.Белинский, верный себе, увидел в пьесе чисто социальный конфликт богача и бедняка: «В фантастической форме этой поэмы скрыта самая простая мысль, рассказана самая обыкновенная, но тем более ужасная история. Мельник, человек не злой, не развратный, но слабый, сколько по любви к дочери, столько, может быть, и по страху к княжескому могуществу, сквозь пальцы смотрел на связь своей дочери с князем. Как человек хладнокровный, как мужчина, он тотчас же понял, почему посещения князя на его мельницу сделались реже, и, видя, что старого уж не воротить, советует дочери воспользоваться хоть материальными выгодами этой связи». А потом, комментируя поведение Мельника в конце первой сцены, напишет вообще пронзительное «Бедняк в нём замер, проснулся отец».
Получается, как в произведении кого-нибудь из представителей «натуральной школы», - бедный отец, вынужденный терпеть связь дочери с богатым «покровителем», а затем переживший страшную трагедию…
Однако мне что-то мешает увидеть в Мельнике исключительно жертву «страха к княжескому могуществу». Я уже не говорю о том, что нигде, ни в литературе, ни в фольклоре, я не встречала мельника-бедняка. Посмотрите на его монолог, открывающий пьесу:
...Уж если подвернулся
К вам человек завидный, не простой,
Так до́лжно вам его себе упрочить.
А чем? разумным, честным поведеньем;
Заманивать то строгостью, то лаской;
Порою исподволь обиняком
О свадьбе заговаривать, — а пуще
Беречь свою девическую честь —
Бесценное сокровище; она —
Что слово — раз упустишь, не воротишь.
Что-то не очень походит это на страх, я вижу скорее стремление извлечь для себя пользу изо всего (вот тут и вспоминается мне почему-то реальный Михайла Калашников):
А коли нет на свадьбу уж надежды,
То всё-таки по крайней мере можно
Какой-нибудь барыш себе — иль пользу
Родным да выгадать.
И дальше он прямо скажет, что ему требуется:
…А мне покою
Ни днём, ни ночью нет, а там посмотришь:
То здесь, то там нужна ещё починка,
Где гниль, где течь. Вот если б ты у князя
Умела выпросить на перестройку
Хоть несколько деньжонок, было б лучше.
Конечно, можно не воспринимать как полностью соответствующие действительности упрёки Дочери:
Да, бишь, забыла я — тебе отдать
Велел он это серебро, за то,
Что был хорош ты до него, что дочку
За ним пускал таскаться, что её
Держал не строго... Впрок тебе пойдёт
Моя погибель.
Но, может быть, и есть в них зерно истины.
Вероятно, сто́ит прислушаться и к его бреду. Встретившись с Князем, он приветствует его: «Здорово, здорово, зять». А потом будет диалог:
Зачем вечор ты не приехал к нам?
У нас был пир, тебя мы долго ждали.
- Кто ждал меня?
- Кто ждал? вестимо, дочь.
Ты знаешь, я на всё гляжу сквозь пальцы
И волю вам даю: сиди она
С тобою хоть всю ночь, до петухов,
Ни слова не скажу я.
Наверное, здесь он говорит о том, что не раз уже бывало… И даже помешанный «здешний ворон» будет всё время вспоминать о деньгах:
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песку Днепра-реки зарыты,
Их рыбка-одноглазка стережёт.
«Безумным скрягой» назовёт его дочь, услышав рассказ маленькой Русалочки:
На землю выходила
Я к дедушке. Всё просит он меня
Со дна реки собрать ему те деньги,
Которые когда-то в воду к нам
Он побросал.
Невозможность брака между Князем и дочерью Мельника связана отнюдь не с бедностью и богатством. Сам Князь, говоря о предстоящей женитьбе, объяснит её:
Князья не вольны,
Как девицы — не по́ сердцу они
Себе подруг берут, а по расчётам
Иных людей, для выгоды чужой.
«Расчёты», «чужая выгода» - вот что встаёт на пути любви…
В ранней редакции мы можем прочитать диалог между Княгиней и Мамкой:
- Я слыхала,
Что будто бы до свадьбы он любил
Какую-то красавицу, простую
Дочь мельника.
- Да, так и я слыхала,
Тому давно, годов уж пять иль больше.
Но девушка, как слышно, утопилась,
Так нечего об ней и поминать.
- Уже одну любил он да покинул,
Так и меня покинуть может он.
Обратите внимание: здесь нет ни слова о том, что низкое происхождение сыграло какую-то роль в измене Князя. Аргумент Мамки – «это было давно», а не «что говорить о простолюдинке». Поэтому, думаю, стремление, и не только Белинского, к сочувствию «бедному Мельнику» не совсем соответствует произведению.
Перед нами, скорее, драма любви, принесённой в жертву сословным предрассудкам. Пушкинский Князь поначалу больше всего озабочен тем, чтобы никто ничего не узнал:
Я бури ждал, но дело обошлось
Довольно тихо.
Дочь Мельника (Пушкин не даёт ей имени, Наташей она станет в опере Даргомыжского, и это имя прочно «прилепится» к ней) горько и точно оценит его намерения:
…Выкупить себя он думал,
Он мне хотел язык засеребрить,
Чтоб не прошла о нем худая слава
И не дошла до молодой жены.
Услышав пропетую на свадьбе песню, «как вечор у нас красна девица топилась, утопая, мила друга проклинала», - Князь будет бояться:
Она, пожалуй,
Готова здесь наделать столько шума,
Что со стыда не буду знать, куда
И спрятаться.
В черновой редакции будет и явление погибшей («Девушка под покрывалом переходит через комнату»), и ещё бо́льший испуг Князя, почти до помешательства:
Держите!
Гоните со двора её долой!
Вот след её, с неё вода течет.
И ответы слуг: «Мы мокрых девок не видели».
И только потом придёт осознание своей вины и невозможности её загладить – то, что страшнее физической смерти:
Здесь некогда любовь меня встречала,
Свободная, кипящая любовь;
Я счастлив был, безумец!.. и я мог
Так ветрено от счастья отказаться.
Белинский и здесь сделает свой вывод: «Не есть ли это законная кара сильному полу за беззаконное рабство, в котором он держит слабый пол?.. Так, по крайней мере, можно думать по окончанию любовных похождений героя поэмы, этого русского дон-Хуана... Наскучив женою, он вспомнил о прежней любви, раскаялся, как в глупости, что бросил дочь мельника, не понимая, что она потому только стала ему мила, что её нет с ним, что его жена уже не мила ему...» Но я очень сомневаюсь, что Князь – это «русский дон-Хуан». Во всяком случае, о других его «любвях» в пьесе нет даже намёка. Для меня герой пьесы – просто слабый человек, пошедший на поводу у представлений, как надо жить, - и потерявший всё…
********************
Незавершённость «Русалки» не давала покоя многим, и существует не одно продолжение пьесы. Поговорим в следующий раз?
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь