Литературное эссе
Произведение «Джейн Эйр» увидело свет в 1847 году. Писательница решила издать книгу под вымышленным именем Каррер Белл. Романы двух сестер Бронте появились буквально в один и тот же день! Речь идет о «Грозовом перевале» и «Ангеле Грей». Произведение Шарлотты выпустило совершенно другое издательство.
Этот роман поразил богему всей Англии! Книга превратилась в настоящий бестселлер мгновенно после ее выхода в печать. Большинство литературных критиков того времени без умолку обсуждали неоднозначное творение писательницы. Одним оно казалось чересчур смелы по форме подачи, а другим — грубоватым по стилю изложения.
Главные проблемы романа
Стержневая проблематика «Джейн Эйр» кроется прежде всего в силе воли главной героини. В английской литературе той поры еще никогда не встречались персонажи, хотя бы отдаленно похожие на самоотверженную Джейн. Даже без подобной таинственности роман отличается актуальность, храбростью автора и модернистским стилем. Многие представители британской прессы были уверены, что повествование книги Бронте, ее проблематика и основная идея, образы героев вместе с необыкновенным авторским стилем оказались довольно последовательными по своей сути и одновременно наполненными некой новизной содержания, внезапностью развития событий. Каждый интеллигентный читатель непременно сравнивал данную книгу Шарлотты с другими произведениями ее коллег: «Грозовым перевалом», «Эммой» и «Мэнсфилд-парком».
Почему стоит делать параллель между ними? Во-первых, из-за вопроса, связанного с судьбой женщин в мире мужчин, особенностей женской психологии, отличной от противоположного пола и мировоззрения женщин.
Проведение параллели между разными авторскими творениями возможно только при условии, что они все («Джейн Эйр», «Таун» и «Ширли») показали значительные социальные, моральные перемены, характерные для английского общества за 30 лет, разделявшие авторов между собой. В изображении этих перемен скрываются причины актуальности книги Бронте, психологическая отзывчивость романа временам и как следствие — необычайная популярность среди как женской, так и мужской аудитории.
В произведении показаны Рочестер, напоминающий героя Байрона, и его безумная супруга Берта. Книга, написанная в эпоху исчезновения романтизма как одного из литературных направлений, главным образом интересна тем, что это первое произведение с зачатками феминизма, ратующее за равноправие полов.
Консерваторы сочли Джейн далеко не целомудренной в связи с ее желанием жить достойно и неприязнью к унижениям от родных, а так же из-за того, что она не ощущает себя слабой в любовных делах, не хочет стать слабее мужчины в этом плане. Литературные критики негодовали решительности главной героини перед любовным признанием Рочестеру. Несмотря на разные мнения, Эйр не была безнравственной. Для нее женская честь и правильное поведение стояли превыше любви к мужчине. Главная героиня не чувствует себя по-настоящему счастливой, если это счастье основано на чем-то аморальном.
Композиция произведения Бронте
Структура романа выстроена так для того, чтобы не обвинять Джейн в излишних лицемерии и ханжестве. Выяснив, что приемная дочь Адель — внебрачный ребенок главного героя и танцовщицы французского происхождения, Эйр не отдаляется от девочки, а напротив, испытывает к ней еще большую любовь, теплоту и заботу.
«Джейн Эйр» представляет собой прежде всего произведение про человека с истинным достоинством, врожденной нравственностью. Для всех героев книги Бронте мораль — это наивысшая ценность, стоящая на уровень выше даже личного счастья, которое невозможно при человеческой аморальной манере себя вести в обществе.
Главная героиня здесь в результате получает награду за стойкость и обретает то счастье, от которого в свое время успела отказаться.
Роман Бронте «Джейн Эйр» отличается прежде всего глубочайшим социальным смыслом и наличием признаков жанра воспитательных романов. Он привлекает внимание и приводит нас в изумление типажом главной героини — сироты со смелой и чистой душой. Она самостоятельно ведет борьбу за достойную жизнь и личную независимость, честность, мораль и чувство собственного достоинства. Джейн просто не может спокойно терпеть окружающей алчности, тщеславия и поклонения материальным благам. Героиня осталась верна той социальной среде, в которой она находилась.
Автобиографическая составляющая романа
Автор оставила девушку наедине с ее бедами. Характер писательницы раскрывается через образ суровых жизненных испытаний. Читатель внимательно наблюдает за превращением Эйр из маленькой девочки во взрослую женщину. Этапы ее становления зрелой созданы специально ради показа перемен, происходящих в человеке, который сам творит свою судьбу. Перепады эмоций Джейн дают понять, что Шарлотта Бронте держит героиню в состоянии вечного противостояния.
Эта книга безо всяких сомнений по своеобразию поэтики и стилю изложения стала новизной в английской литературе 19 века. Вместе с иными прозаиками, такими как: Диккенс, Теккерей, Дизраэли, Литан, Гаскелл, Эллиот и Троллоп, Бронте сумела раскрыть самые актуальные проблемы британского общества тех времен. Роман поспособствовал возникновению классических форм произведения социально-психологического типа, открывая нам совершенно новые темы, виды персонажей («маленького человека»), новую географию и северный нрав, особенно женский северный характер.
В «Джейн Эйр» повествование идет от первого лица. Здесь читатели безоговорочно верят автору, так как тот как никогда близок им, а не пытается строить из себя всезнайку. Рассказчик у Бронте очень похож на своего читателя, в меру самокритичный, но без заниженной самооценки. Он открыл у писательницы правильную систему социально-психологических координат, эмоционально не чуждую аудитории.
Английская писательница Бронте создала поистине шедевральное произведение, откуда взяла природу человека вместе с истиной. Поэтому она смогла достоверно показать судьбу Йоркшира на примере из жизни одного человека и выявить настоящие социальные перемены, подчеркнув их неизбежность и отыскав в них нужное нравственное содержание людей.