Найти тему
Дмитрий Семенов

Бородатые ирисы: несколько портретов

Вот написал на днях все, что наболело про бородатые ирисы, и задумался, а какие из тех двух дюжин сортов, что еще у меня сохраняются, мне особенно дороги, интересны и памятны.

Понятно, что разнообразие современного ассортимента бородатых ирисов практически необъятно и поражает воображение. Заглядывать в каталоги этих растений просто страшно – все незнакомое, удивительное, притягивающее. Так и хочется приобрести.

Понятно, что все конкретные рекомендации и все предлагаемые списки «лучших», «рекомендуемых» и т.п. сортов практически бессмысленны: почти для каждого яркого сорта найдется десяток двойников, а пригодность для выращивания в конкретных условиях настолько специфична, что любой неизвестный сорт все равно надо тестировать у себя.

Так что тут я ничего не рекомендую и не рекламирую. Просто делюсь своими представлениями о самых значимых для меня, ну и о критериях этой значимости.

Вот такой список получился.

Конечно, ‘Маргарита’ (‘Margarita’)

Пожалуй, сторожил моей коллекции. Издавна один из самых популярных в подмосковных цветниках (сейчас, очевидно, вытесняется более яркими новинками). Когда он у меня появился – был одним из наиболее вызывающе ярких. Но и до сих пор не теряется в ковре цветущих сородичей. И до сих пор его (её) распускающиеся цветки радуют и привлекают внимание.

‘Маргарита’. Фото автора.
‘Маргарита’. Фото автора.

Конечно, моя привязанность к этому сорту отдает ностальгией, данью прошлому. Но все-таки есть в этом ирисе замечательное сочетание строгой элегантности с радующей глаз яркостью.

Готовя этот текст, заглядываю в интернет. Поразительное количество красивых ирисов с названием ‘Маргарита’. Некоторые чуть больше похожи на оригинал, некоторые совсем иные. Наверное, название запоминающееся, да и отголоски былой известности. Сам сорт появился в 1968 г. И обзавелся с тех пор немалым количеством двойников, многие из которых и более пышные, и более украшенные. Но настоящая ‘Маргарита’ одна, и она есть в моем саду.

Растет у меня симпатичный такой, да еще и называется 'Sweeter Than Wine' ("слаще вина"), но если приглядеться - модернизированная 'Маргарита'. Фото автора.
Растет у меня симпатичный такой, да еще и называется 'Sweeter Than Wine' ("слаще вина"), но если приглядеться - модернизированная 'Маргарита'. Фото автора.

Выдающийся ‘Степпинг Аут’ (‘Stepping Out’)

Еще один ирис, который дорог моей памяти. Он один из первых сортов, который у меня появился, когда я чуть не стал коллекционером бородатых ирисов (счастливая звезда уберегла) и, главное, это подарок Ирины Федоровны Степановой (я о ней в предыдущем сообщении написал).

‘Степпинг Аут’. Фото автора.
‘Степпинг Аут’. Фото автора.

Неизбежное лирическое отступление. За что я ценю свой сад – он как семейный фотоальбом или сундучок с памятными ненужностями. За десятки лет он наполнился, растениями, связанными с интересными и/или дорогими мне людьми.

Любопытно, что ‘Степпинг Аут’ выведен на четыре года раньше, чем знаменитая ‘Маргарита’ (у обоих один и тот же автор!). Но в московских садах практически не встречался. У Ирины Федоровны появился у одной из первых. Она гордилась тем, что его добыла, удачно вырастила и успешно размножила. И это трогательное противоречие эмоций коллекционера: и хочется поделиться своим достижением, распространить его, и жаль, что уникальность, только твое, будет и у других, а то и станет банальностью.

Но и без этих воспоминаний сорт в высшей степени достойный. Кстати сказать, его оригинальному английском названию не так просто подобрать однозначный перевод. Что-то вроде «выходящий за пределы», «делающий шаг во вне». Для себя я его называю «выдающимся».

Вполне заслуженное название. Не знаю, как там в 60-х, но и в 90-х ‘Степпинг Аут’ смотрелся значимым и выделяющимся: высокая, крупноцветковая бело-сине-фиолетовая пликата. Пликаты, кажется, в то время вообще только коллекционерам были известны, а сочетание цветов, на мой взгляд, одно из самых изысканных.

И в этом случае, в последующие годы селекционеры вывели немало сортов, дублирующих и улучшающих замечательные признаки и качества ‘Степпинг Аут’.

Замечу, что в моих условиях, ‘Степпинг Аут’ не так безотказно цветет, как ‘Маргарита’. Случается, закапризничает, и пропустит сезон-другой.

Самая яркая пликата ‘Браун Лассо’ (‘Broun Lasso’)

‘Браун Лассо’ . Фото автора.
‘Браун Лассо’ . Фото автора.

Пликаты всегда вызывали у меня особую симпатию. Но когда я увидел ‘Браун Лассо’ в каталоге, а потом купил, а потом он прижился и чудо раскрылось, я понял, что вот это – все, что мне хочется от пликат. Ни за что от этого сорта не откажусь. Хоть он и среднерослый, и цветки в сравнении с другими невелики.

Радужная переливчатость ‘Рейнбоу Рум’ (‘Rainbow Room’)

‘Рейнбоу Рум’. Фото автора.
‘Рейнбоу Рум’. Фото автора.

Вот совсем древний ирис. Представьте себе, его выводили в годы Второй мировой войны! Но у нас он популярным не стал – что-то нигде его не встречал. Цветок, между тем, исключительной окраски. Вот даже не стану стараться передать непередаваемое, а просто процитирую каталог 1957 года: «Редко можно увидеть такое множество оттенков красок так экстраординарно проявляющихся в этом цветке». При этом цветок вроде бы не яркий, скромненький (поэтому и не стал популярным), а начнешь вглядываться – просто затягивает это причудливое перетекание одного цвета в другой.

Завораживающая окраска ‘Батик’ (‘Batic’)

Еще один пример исключительной и притягивающей окраски. Но в этом случае мои предпочтения, очевидно, совпадают с массовыми.

Сорт ‘Батик’ относительно недавний – 1986 г. Я его достал, когда он еще не был широко известным. Сейчас – пожалуйста: во всех каталогах и магазинах. Никакие восторженные описания не нужны – все на портрете.

 ‘Батик’ . Фото автора.
‘Батик’ . Фото автора.

Отмечу только, что эта специфическая мраморно-зебровая окраска, очевидно, варьирует индивидуально – совершенно разные узоры на разных экземплярах. Оригинальное описание сорта немало меня удивило: «на белой основе темно-пурпурные полоски». На моих батиках, скорее наоборот: светлые штрихи на синем фоне. Кстати, фон этот тоже у разных экземпляров варьирует от темно-синего до сине-фиолетового.

Совсем другой рисунок. С sagenec.com.
Совсем другой рисунок. С sagenec.com.

Из штриховатых у меня еще такой чудик есть. Фото автора.
Из штриховатых у меня еще такой чудик есть. Фото автора.

Из безбрежного моря двуцветных - ‘Эдит Волфорд’ ‘(Edith Wolford’)

Не могу представить себе современные бородатые ирисы без контрастно двухцветных, особенно если цветки пышные, крупные и гофрированные. Каждый как именинный торт – так бы и скушал. Каждый прекрасен. Но и среди них у меня есть любимец, вернее – любимица: ‘Эдит Волфорд’. Пожалуй, один из наиболее акварельно-нежных, и при этом ярких моих ирисов.

‘Эдит Волфорд’. Фото автора.
‘Эдит Волфорд’. Фото автора.

Черные ирисы

Черная окраска цветов – парадокс. Черного цвета нет: черный – это отсутствие какого-либо цвета. И света. Бездна. Пустота. Ничто. Живые цветы этому «ничто» - полный антагонист. Они полны света и окрасок. Потому и «цветы», что имеют цвет.

И все-таки черные цветки завораживают и привлекают. Понятно, что не совсем они безжизненно черные – есть в них те или иные пигменты. И все-таки. Загадка. Контраст. Рафинированная элегантность.

Один из черных. Фото автора.
Один из черных. Фото автора.

Так что черные ирисы у меня есть, и постараюсь, чтобы сохранялись.

А еще их пример иллюстрирует одно распространенное в селекции цветов и в их коллекционировании явление: множественное дублирование сортов.

Поскольку я, спасибо Судьбе, коллекционером ирисов не стал, меня не обуревает желание иметь два совершенно сходных сорта только потому, что у одного бородка «оранжево-желтая», а у другого – «желто-оранжевая». Но при этом живо-окрашенные сорта все-таки различимы. А вот с практически однотонно черными – проблема. По крайней мере, для меня.

Я в разное время сажал четыре черных ириса, названия все сохранились. Но этикетки неизбежно теряются. Тем не менее, все остальные сорта я либо помню, либо легко восстанавливаю по описаниям и фотографиям. Кроме черных. Не знаю, сколько их у меня есть/осталось. Но они есть. Красотища. Буду и дальше выращивать. Безымянными.

Что-то шампанское

Как-то мне подарили два бородатых ириса французской селекции, замечательных, в первую очередь, своими … ароматами!

Я как-то привык ирисы не нюхать. Вроде совсем не душистые цветки. Не то, чтобы совсем без запаха, но невыразительно, нейтрально. А тут – настоящий французский парфюм. Да еще славно растущие и обильно цветущие.

Один из них особенно хорош – прямо по всем параметрам. Безусловно, включаю его в этот свой список.

Мое "шампанское". Душистое. Фото автора.
Мое "шампанское". Душистое. Фото автора.

Но вот только начал сверять его название ‘Парфюм Дю Шампань’, а такого в каталогах и нет! Зато есть давно известный сорт ‘Champagne Elegance’. Чем-то к моему внешне близкое. К тому же прародитель многих сортов. Не слышал о таком, но не жалею об этом заочном знакомстве.

Шампанская Элегантность замечателен изумительной окраской и формой цветков. Но еще обилием этих цветков – до 10 на цветоносе. И главное – это сорт с ремонтантным, позднелетним цветением. Очень достойный цветок для сада. Вот только по его аромат в описаниях не говорится.

‘Champagne Elegance'. С www.brecksbulbs.cа.
‘Champagne Elegance'. С www.brecksbulbs.cа.

Мое же шампанское чудо дарит фантастические запахи. При этом тоже раскрывает больше цветков на цветоносе, чем другие ирисы. Но вот ремонтантно не разу не цвел.

И жизнеутверждающий ‘Салтри Муд’ (‘Sultry Mood’)

‘Салтри Муд’. Фото автора.
‘Салтри Муд’. Фото автора.

У этого сорта какое-то не соответствующее название – «знойный», хотя цветки совсем не теплой, переливчато-красновато-фиолетовой окраски. Он хорош. И яркое пятно в саду.

Но в список мой он попал не столько из-за прекрасного цветка (цветки у всех бородатых ирисов по-своему прекрасны), сколько из-за его жизнелюбия в моем саду. Пожалуй, у меня он удался и прижился лучше всех остальных. И коэффициент размножения у него максимальный, и приживаются деленки лучше остальных, и зацветают на первый год после посадки, и цветут обильно и безотказно. У любого другого моего сорта что-то может не сложиться. Но только ни у ‘Салтри Муд’ – в нем я всегда могу быть уверен.

Безотказно растет и цветет. Фото автора.
Безотказно растет и цветет. Фото автора.

Одна печаль – приходится его жизнелюбие сдерживать и регулярно от потомства страстно разрастающегося ириса избавляться.

Ловлю себя на том, что, описывая дорогие мне ирисы, будоражу в себе дремлющий интерес к этой замечательной кагоре цветов. А вот этого мне совсем не надо, поэтому закругляюсь.