Найти тему
Политехнический музей

Каким был первый советский серийный авиадвигатель


М-11В был разработан для учебных самолётов. В итоге он стал одним из самых массовых отечественных авиамоторов, прошёл войну и выпускался на протяжении 30 лет. Причём всё это — на 100 лошадиных силах.

В начале 1920-х годов советские военно-воздушные силы рисковали остаться без авиадвигателей для учебных самолётов. Тода в основном использовался мотор М-2 — лицензионная копия французского двигателя Le Rhone 9J. Французы разработали свой мотор ещё в годы Первой мировой, потому он сильно устарел и не устраивал авиаторов из-за неэкономичности и ненадёжности.

В 1923 году командование ВВС объявило конкурс на разработку нового авиамотора. Участники должны были представить жюри двигатель мощностью примерно в 100 лошадиных сил, с воздушным охлаждением, способный работать на плохом бензине, требующий для производства как можно меньше импортных деталей — и дешёвый.

В конкурсе участвовали три проекта. До серийного производства дошёл только один — М-11. Звездообразный пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 100–110 лошадиных сил был спроектирован в 1924–25 годах на авиазаводе № 4. Это крупнейшее авиапредприятие того времени называлось «Мотор». Двигатель М-11, в отличие от предшественников, был создан с нуля. В процессе доработок он переехал на авиазавод в Запорожье. Там в конструкцию мотора внесли коррективы, передовые на тот момент — переделали кривошипно-шатунный механизм и цилиндро-поршневую группу. Головки цилиндров наворачивались на резьбу, а цилиндры приводились в движение не вращением шайбы в центре «звезды», как в большинстве двигателей такого типа, а отдельными кулачковыми валиками. Мотор вышел значительно проще и дешевле в производстве, чем М-2.

В 1929 году на запорожском авиазаводе выпустили первую партию из десяти двигателей. Запорожцы постоянно улучшали конструкцию и выпускали новые модификации. В результате удалось получить такой мотор, который в итоге стал одним из самых массовых советских авиадвигателей — всего было выпущено 74 000 штук. М-11 ставили на учебные самолёты, катера на воздушной подушке. Но, пожалуй, главное его применение — в самолётах По-2, которые в народе называли «кукурузниками». Эти самолёты славились как прекрасные ночные бомбардировщики и распылители пестицидов.

Мотор кукурузника производили до 1959 года. Версия М-11В 1932 года выпуска хранится в Политехническом музее. К сожалению, этот экземпляр полностью разукомплектован — многих деталей не хватает, а один из цилиндров и вовсе разрезан в демонстрационных целях. Нет у мотора и самого важного — узла установки воздушного винта, так что наш М-11В уже своё отслужил.

Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.

#ссср

#историяссср

#авиа

#самолет

#кукурузник