Здравствуйте, уважаемые читатели! В поисках редких, но при этом известных всему миру ремёсел редакция паблика #КнигаРастений отправилась в Японию. Там можно встретить деревья, которые ещё в неолите использовали для создания оружия, а сейчас - для создания уникальной, очень красивой, прочной и ценной посуды. Перед вами знаменитый токсикодендрон, или лаковое дерево.
Лаковое дерево, которое раньше включали в род Сумах, а теперь выделили отдельно, обладает не только роскошным и высоким стволом до 20 метров, но и весьма опасным соком. Этот сок при контакте с кожей вызывает сильнейший дерматит: смесь различных токсинов под названием урушиол изменяет структуру клеток кожи так, что иммунная система не может распознать её как часть тела и начинает потихоньку уничтожать. Проще говоря, кожа воспаляется и начинает кровоточить, и выглядит это довольно непривлекательно, не говоря уже о болезненных ощущениях.
Несмотря на то, что даже вдыхание паров сока лакового дерева приносит немало неприятностей, оно культивируется в пределах ареала. Это делается потому, что сок при контакте с влажным воздухом полимеризуется, превращаясь в лак, и любознательным японцам это понравилось. Первоначально они использовали лак для обработки наконечников стрел и копий, в том числе в качестве клея, а позже изобрели особую технологию лакирования изделий из глины, дерева, бумаги или текстиля, специально обработанного перед лакированием.
Сок, а вернее продукты его переработки, нанесённые тонким слоем на изделие, высушиваются при довольно высокой (около 30 градусов по Цельсию) температуре, повышенной влажности и полном отсутствии пыли. Некоторые мастера вообще отправляли почти готовые изделия на плотах в море, поскольку там как раз необходимые условия соблюдались. В лак могли добавлять различные красители, золотую и серебряную пыль. В общем, добивались красоты и прочности. После полной полимеризации и высыхания этот лак становился водонепроницаемым, безвредным и защищающим от гниения и плесени.
Лакированные изделия в технике уруси пользовались и пользуются неизменным успехом среди зажиточных японцев, причём это не просто шкатулочки и вазочки, как можно подумать. Колчаны, ножны мечей, части самурайской брони, палочки для еды, веера и даже мебель - что угодно можно было покрыть этим лаком. Но и стоили лакированные изделия немало - лишь аристократы и члены императорской семьи могли себе их позволить. Чуть позже, когда Япония начала торговать с европейцами, эти изделия разъехались по миру, но всё равно считаются едва ли не самым ценным наследием Страны восходящего солнца.
Китайцы, скорее всего независимо от японцев и с таких же незапамятных времён, тоже заинтересовались соком лакового дерева и разработали свою уникальную технику работы с ним. Деревянная или керамическая основа покрывается множеством слоёв лака с добавлением природных пигментов. Каждый слой просушивается, пока стенки не обретут нужную толщину и прочность. А затем по этому слою лака, который напоминает лучшие образцы современного материала, вырезают различные изображения. Естественно, что столь трудоёмкая работа не может быть дешёвой, и такие изделия являются предметами роскоши, передаваемыми из поколения в поколение.
Получается, даже самое опасное на первый взгляд растение может быть полезно людям, если, конечно, люди найдут к нему подход. #КнигаРастений прощается с вами до следующей статьи и желает новых открытий каждый день, а наш паблик в этом обязательно поможет!