"Грязные танцы". Этот фильм, вышедший в прокат в 1987 году, моментально собрал миллионы долларов. Он настолько пришёлся по душе зрителям, что они пересматривали его снова и снова. Лично я смотрела его раз 100, и это до сих пор один из моих любимых фильмов.
После его выхода на экраны Патрик Суэйзи и Дженифер Грэй проснулись знаменитыми, а финальный танец стали ставить практически на всех свадьбах.
В этом фильме прекрасно всё: музыка, декорации, актёры, сценарий, съёмочная группа, костюмы. И мало кто знает, что создателям этого культового фильма пришлось преодолеть массу сложностей для того, чтобы фильм вышел в свет.
Каких? Сейчас расскажу.
Идея сценария
Такой сценарий невозможно написать тому, кто сам страстно не влюблён в танцы. Вот и Элеанор Бергштейн, сценаристка фильма "Грязные танцы" всю молодость провела в танцевальных клубах, в которых ночи напролёт танцевала сальсу, ча-ча-ча, мамбу. Одним словом, то, что было принято называть "грязными танцами".
Такие танцевальные движения считали чем-то непристойным и говорили, что танцевать их могут только выходцы из неблагополучных районов. Приличным же леди полагалось танцевать вальс, менуэт, полонез, на худой конец - танго.
Элеанор всю свою жизнь пыталась доказать, что такие танцы намного честнее и интереснее, чем то, что принято танцевать.
Первый раз она попыталась сделать "грязные танцы" популярными в 1980 году. Тогда она сняла восхитительную мелодраму "Теперь мой ход", пригласив на главные роли ещё малоизвестного Майкла Дугласа и Джилл Клёйберг.
Согласно сценарию, в один особенно трогательный момент должна была быть соблазнительная танцевальная сцена, но режиссёр решил вырезать её и показать сразу процесс физической близости. Огорчённая Элеанор было расстроилась, но вдруг ей в голову пришла сногсшибательная идея: надо снять такой фильм, из которого просто невозможно вырезать танцы!
Сказано-сделано. За основу сценария она взяла события собственной жизни. Она родилась в Бруклине, в семье врача и домохозяйки. Каждое лето она, вместе с родителями и старшей сестрой Фрэнсис проводила в роскошном отеле в горах.
Пока её родители играли в гольф и потягивали коктейли, Бейби (именно так называли Элеанор все окружающие) танцевала. Она просто жила танцами, могла танцевать где угодно и сколько угодно, не чувствуя усталости.
Когда она села писать сценарий, перед глазами у неё была её жизнь. За основу она взяла собственный опыт, дополнив его чарующей историей любви.
Идея названия возникла неожиданно. Когда Элеанор поделилась идеей фильма с продюсером Линдой Готтлиб, та попросила её побольше рассказать про себя. Её рассказ звучал лаконично и ёмко:
Я мечтала спасать человечество и танцевать грязные танцы.
Услышав это название, Линда поняла, что такое яркое название обязательно привлечёт зрителей. Оставалось лишь написать сценарий. Слова сами ложились на бумагу, и через три месяца сценарий был готов, и он оказался шедевральным.
Если изначально Элеанор просто хотела поделиться своей любовью к танцам, то сейчас в красивую историю о любви и танцах вплелись и другие остросоциальные темы. Подпольный аборт, социальное неравенство, мужчины, бросающие своих беременных подруг, мамы, выгоняющие девочек из дома в 16 лет. Этот сценарий оказался многогранным и ярким. Оставалось найти тех, кто снимет по нему фильм.
Множество отказов
А сделать это оказалось очень непросто. Линда разослала сценарий всем мало-мальски известным (и даже не очень крупным) киностудиям, и стала ждать ответ. Стоит сказать, что в это время в чести были боевики, которые приносили студиям огромную прибыль. Мальчишки ходили в тренажёрные залы, мечтая стать похожими на Шварценеггера или Сталлоне. А кто хочет быть похожим на танцора, который развлекает гостей на крутом курорте?
Кинокомпании посчитали сценарий малоперспективным: за две недели Линда получила 42 отказа!
Она уже была готова сдаться, но вдруг, совершенно неожиданно, ей позвонила компания Vestron Video. Компания покупала сценарии, которые не понравились другим фирмам и выпускала самые хорошие из них на видеокассетах. А сейчас она искала хороший фильм, который можно показать в кинотеатре.
Сценарий фильма "Грязные танцы" нашёл продюсер этой компании по имени Митчел Кэннолд. Дело было так: он сидел в кресле-качалке, пил кофе и перелистывал отказные сценарии. В бассейне уже плавали листы забракованных сценариев, на столе стоял десяток пустых кружек из-под кофе.
Буквы плясали перед его глазами, сливаясь в единую массу, как вдруг, в одном из сценариев, он увидел знакомое слово "курорт Кэтскилс". Он, как и Элеанор, провёл там всё детство, поэтому понял каждую шутку, снова почувствовал атмосферу этого курорта.
Он сразу понял, что из этого сценария получится отличный фильм и взялся за дело.
Поиски идеальной Бэби и Джонни
В качестве главного хореографа пригласили Кенни Ортега, который умел комбинировать самые разные направления в танцах. Его талант был настолько велик, что он смог поставить танцы, которые после него повторили тысячи хореографов по всему миру.
Что касается актёров на главные роли.
Сомнений в том, кто будет исполнять роль Джонни Кастла, не было. Эффектный, невероятно сексуальный Патрик Суэйзи, помимо шикарной внешности, отлично танцевал.
У его мамы была своя студия танцев, и он всё детство провёл там. Он бы танцевал и дальше, но повредил колено и завершил танцевальную карьеру.
Во время проб он очень сильно сомневался, стоит ли ему рисковать коленом из-за этой роли. Да ещё и сценарий казался ему излишне простым, он просто не верил в то, что фильм заинтересует зрителей ( а уж тем более станет кассовым).
С другой стороны, образ Джонни Кастла ему был очень близок и понятен, он был словно списан с него. Уже после, давая интервью, он говорил:
Я не играл роль Джонни, я и есть Джонни. Я играл самого себя
После долгих сомнений он согласился сниматься, и не прогадал. После выхода фильма на большие экраны он проснулся звездой.
С актрисой на роль Бейби всё оказалось намного сложнее. Элеанор отчётливо представляла себе, какой она должна быть: худенькой, с длинными волосами, застенчивой и очень трепетной, нежной, наивной. Она должна была быть этаким оленёнком, с невинным взглядом, который постепенно перестаёт бояться всего на свете и становится сильным, уверенным в себе.
На кастинг приходило огромное количество актрис. Больше всего сценаристке приглянулась Сара Джессика Паркер:
Она была почти утверждена на роль, но в коридоре оставалось ещё две актрисы, которые также пришли на кастинг.
Продюсер решил посмотреть всех, хотя был на 90% уверен, что нашёл нужную актрису. Первую из претенденток он даже не заметил, а вот второй удалось обратить на себя внимание одной лишь фразой.
Дженнифер Грэй пришла на кастинг со своим папой. В дверях она повернулась к нему и сказала:
"Пожелай мне удачи, папочка".
После этих слов всем присутствующим стало понятно, что перед ними самая настоящая Бейби. Что она просто не может быть другой.
Грэй была создана для этой роли, и её взяли, несмотря на то, что актрисе уже исполнилось 27 лет, а по сценарию Бейби было всего 17. Это было неважно, ведь попадание в образ было 100%-ным.
Главные герои для фильма были найдены. Оставалось только убедиться, что на экране они отлично смотрятся.
Удивительно, что Дженнифер и Патрик уже снимались вместе до "Грязных танцев". Это было на съёмках фильма "Красный рассвет", и тогда они чуть не сорвали съёмочный процесс. Они постоянно ссорились, Патрик считал Дженнифер "резиновой и посредственной актрисой".
И вдруг эта самая посредственность раскрылась совсем с другой стороны. Да, она не умела профессионально танцевать, но она неплохо двигалась. А ещё смотрела на Патрика такими влюблёнными глазами, что у продюсеров отпали последние сомнения.
В этой паре было то, что они искали: опытный танцор и мужчина, уверенный в себе и наивная юная девочка, которая постепенно раскрывает в себе красоту и женственность, становится увереннее, учится любить. А на экране они смотрелись так, что в их любовь верил даже тот, кто вообще не верит в любовь.
Актёры были найдены, начались съёмки.
Небольшая хитрость
В сентябре 1986 начались съёмки. Их проводили в двух местах: в лагере бойскаутов, расположенном в Северной Каролине и на фешенебельном курорте. Для того, чтобы у зрителя не было сомнений в том, что это одна и та же локация, декораторы придумали установить маленькие белые фонарики, которые создали впечатление того, что фильм снимали в одном месте.
Если с декорациями разобрались просто, то вот с атмосферой на съёмочной площадке всё было совсем непросто. Работать было очень тяжело. Дженнифер и в самом деле не умела танцевать, и Патрику приходилось учить её это делать. У неё не получалось, она наступала ему на ноги, неправильно повторяла движения. Патрик, который танцевал практически с рождения, злился, скандалил и даже уходил с площадки, чтобы немного остыть.
Помните сцены в фильме, где Джонни говорит Бейби "Два, три, четыре"? Ту самую, где он учит её танцевать? Так вот, открываю секрет: на самом деле это записи с репетиций, которые настолько понравились режиссёру, что он решил включить их в фильм.
Сложнее всего было снять сцену, где Джонни проводит по руке Бейби. Снять её удалось только с 21 дубля.
Каждый раз, стоило Патрику дотронуться до руки Дженнифер, как ей становилось щекотно и она начинала хохотать. Зато и разочарование Патрика в этой сцене настоящее.
Во многом фильм и получился таким замечательным именно потому, что в него вошли неподдельные сцены и были показаны живые эмоции.
Никто не задвинет Бейби в угол
Смонтированный фильм показали продюсерам киностудии, и те были в ужасе. Им показалось, что это кино никто и никогда не будет смотреть. Они даже посоветовали режиссёру сжечь плёнку, чтобы получить хотя бы страховку, но тот отказался.
И организовал закрытый показ для тысячи зрителей. Продюсеры и режиссёр сидели на задних рядах, и наблюдали за их реакцией. А она была бурной: на последних кадрах зал начал аплодировать стоя!
Было решено начать показывать "Грязные танцы" в кинотеатрах. Изначально планировалось позиционировать фильм как подростковый, но он настолько полюбился взрослой аудитории, что 90% зрителей составляли люди в возрасте от 30 лет и старше.
"Грязные танцы" стали лидером проката: при бюджете фильма в 6 миллионов долларов фильм собрал 215 миллионов! А ещё было продано 270 000 пластинок с саундтреком.
Танцевальные студии оказались заполнены: все хотели танцевать как Бейби. А финальная фраза про то, что "никто не задвинет Бейби в угол" стала самой известной цитатой этого фильма.
А ведь всё началось с идеи, которая возникла в голове влюблённой в танцы Элеанор Бергштейн. Если бы не она, мы никогда не посмотрели бы бесконечно добрый и трогательный фильм про танцы, лето, любовь...
Про то, что один человек если и не может изменить мир, то уж одного (или даже нескольких) человек точно.
Если вы ещё не смотрели этот удивительный фильм - посмотрите. Поверьте, он стоит каждой потраченной на него минуты.
Танцуйте, любите, творите добро.
С любовью, ваша влюблённая в танцы и фильм "Грязные танцы" Лаванда.