Найти тему

"Черный тюльпан": почему афганские солдаты так назвали Ан-12?

«Черный тюльпан» — такое, казалось бы, поэтичное название дали советские «афганские» солдаты армейскому транспортному самолету Ан-12.

Однако за красивым названием скрывалась темная и горькая правда о предназначении этого самолета.

История самолета

-2

Ан-12 — идея опытно-конструкторского бюро ОКБ-153 из Киева. Специалисты начали его разработку в 1955 году под руководством конструктора Олега Антонова и впервые новый грузовой самолет поднялся в небо в декабре 1957 года. В 1962 году создатели Ан-12 получили Ленинскую премию. Само конструкторское бюро позже было переименовано в честь Антонова.

Оснащенный четырьмя двигателями Ан-12 имел допустимую взлетную массу 61 тонну, что позволяло использовать его для перевозки крупногабаритных грузов. С 1959 по 1973 год с конвейеров в СССР сошло 1248 самолетов Ан-12. Они активно использовались в ВВС для самых разных целей, от переброски боевой техники до поисково-спасательных операций. Самолет имел особую роль для ВДВ – на борт одновременно грузились две боевые машины ВДВ или 60 парашютистов.

Но по-настоящему прославился Ан-12 во время войны в Афганистане.

Грузовые самолеты были активны в Афганистане после советского вторжения в 1979 году.

-3

За время войны советские ВВС потеряли 11 Ан-12.

Помимо других функций, эти самолеты перевозили тела погибших на Родину (т.н. «груз-200»). Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. К тому времени за южной границей СССР уже погибло 89 бойцов.

Название «Черный тюльпан» не имеет общепринятой истории происхождения. По одной из версий, его дали в честь похоронного бюро в Ташкенте. Именно здесь изготавливали для Афганистана оцинкованные гробы, обитые красной бязью. Сначала это название русские солдаты передали местным моргам, принимавшим «тела умерших», а затем и самолетам, которые их доставляли.

-4

По другому предположению, название восходит к традиции некрологов в афганских военных газетах — списки погибших обычно обрамляли орнаментом из черных тюльпанов. Эта версия объясняет, почему фюзеляжи Ан-12 стали оформлять черными тюльпанами, чтобы моджахеды не обстреливали «рейсы трупов».

-5

Следует отметить, что в жаргоне участников Афганской войны за Ан-12 закреплен эпитет «брюхо», что связано не только с его назначением, но и с характерной формой.

Перед погрузкой погибших в самолет их одевали в старомодную военную форму с галифе. Однако, как вспоминают свидетели, иногда одежды на всех не хватало. Сама процедура погрузки и отправки завершалась пушечным залпом в память о бойцах.

-6

В какой-то момент «черный тюльпан» был способен вывезти до 18 гробов, которые обычно сопровождали сослуживцы умерших. Первоначально гробы не были запечатаны, потому что грузовой отсек Ан-12 не был герметичен. Опломбирование было сделано позже, во время остановки в Ташкенте. Советскому командованию было принципиально важно, чтобы среди афганских камней не осталось ни одного бойца. Маршрут каждого «черного тюльпана» составляется с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем 200 груза была местная военная служба, которая уже передавала тело родственникам. В самые тяжелые дни конфликта сразу несколько Ан-12 улетели на север. Таким путем на родину было доставлено в общей сложности 15 тысяч погибших советских солдат и офицеров.

-7

Бард Александр Розенбаум в 1987 году написал песню «Монолог пилота Черного тюльпана», которую позже мы услышали в известном фильме «Афганский излом». Причиной его создания стал личный опыт певца, который однажды стал свидетелем погрузки Ан-12. Песня часто исполняется на встречах ветеранов-«афганцев».

-8

В настоящее время «черными тюльпанами» называют также памятники погибшим в Афганистане, установленные в городах постсоветского пространства, таких как Екатеринбург, Петрозаводск, Норильск и Хабаровск.