Найти тему

Калики перехожие или паломники в православной традиции.

В русском языке слово паломник распространилось в литературных произведениях с XVIII в.

Мнение славянских исследователей по поводу происхождения понятия паломник разделилось: во-первых, слово паломник или «паломьникъ», произошло от латинского - palmarius, потому что он чаще употреблялось в Средиземноморье, чем существительное «пальма»; слово паломник связано с названием оливковое дерева, которое росло в Гефсиманском саду.

фото автора
фото автора

Понятие «пальмовник» состоит из основы - пальм, к которой добавился суффикс – ник-, так образовалось существительное обозначающее лицо по признаку, определяющее отношение к предмету – к пальме. Пальмовниками сначала называли христиан участников Крестного Хода в праздник Вербного воскресенья, а затем человека отпрявшегося встречаться Святую Пасху в Святой Земле. Впоследствии слово пальмовник изменилось на более звучное понятие – паломник.

Паломником становился человек с потребностью длительного похода в Святую Землю по разным причинам как покаяние за поступки, так и приобщение к духовному центру мира. В отличие от

«гулящего человека» паломник следовал по своему пути.

Для многих народов центром мира и началом всех мировых событий стала Святая земля, т.е. место, где жил и проповедовал Иисус Христос. Иерусалиму в этой концепции отводилась роль - «пупа земли». Один из первых древнерусских паломников писал: «Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места …».

Игумен Даниил
Игумен Даниил

По православной традиции, в Святую Землю отправлялись группой единомышленников или дружиной, во главе которой был один человек. Спутники игумена были из Киева и Великого Новгорода, т.е. торговых соперничающих городов.

Паломники или в русской традиции калики перехожие выбирали атамана, имели свой устав, объединяли капитал на период путешествия, нанимали проводников и т.д. В некотором варианте – это напоминало католический орден, но это явление не стало началом создания религиозных организаций, которые сохранялись после паломничества.

Интересно, что православные паломники приобретали в Южной Европе костюм паломника - плащ, греческая шляпа с полями, удобные калиги (обувь), сосуд с водой и посох. Кто-то двигался через Италию, кто-то следовал через Византию, где и одевали пилигримскую одежду, прикрепляли красный крест, отращивали бороду. Но из одежды восточнославянского странника остались только калиги или калики. Калиги простое - лоскут кожи, затягивается на подъеме ремнем, т.е. это делаются удобные и легкие сандалии странников.

Много из того, что видят мои современники видели русские паломники прошлого.

Паломничество стало важным элементом связи Русского государства и Святой Земли. Путешествие паломника состояло из нескольких этапов: подготовка, начало паломничества, посещение Святых мест, возвращение обратно и описание своего путешествия. Поэтому паломник – человек, который должен был вернуться из поездки – непосредственно сам или его воспоминания и обязательно с веточкой пальмового дерева.

В.Перов Паломники.
В.Перов Паломники.