Как известно, любое возрождение, а тем более государства, является делом нелёгким и таит в себе массу жертв. Но иногда случаются казусы, например тот, что произошёл с одним парижским памятником, что стоит на мосту Бир-Акейм (Pont de Bir-Hakeim), недалеко от Эйфелевой башни, а называется он — Возрождающаяся Франция (La France renaissante).
История бронзовой наездницы и её лошади, чуть не ставшие причиной международного конфликта, весьма поучительна. А дело было так:
В середине прошлого века датское королевство решило преподнести столице Франции подарок, конную статую Жанны д’Арк. Конечно, датский скульптор Хольгер Ведеркинч (Holger Wederkinch) не был лично знаком с Орлеанской девой, видеть её он не мог, они разминулись в истории на пятьсот лет, а потому создавал образ, как подсказывало ему вдохновение. И лошадь он ваял, вероятно, больше по наитию, чем с натуры.
Монумент получился ярким и экспрессивным, хоть сейчас в бой. Однако парижанам творение не понравилось.
И хотя дарёному коню зубы не смотрят, принимающая сторона всё же посмотрела, мало того, внимательно исследовала обе фигуры. А с пристрастием оглядев, вынесла вердикт – нам такой воинствующий памятник не нужен.
Нам милей свой, золотой, что на площади Пирамид (Place des Pyramides).
Назревал крупный скандал. С обеих сторон вмешались министерства иностранных дел, завязалась переписка, посыпались ноты. К счастью послам удалось договориться и французы подарок приняли.
А чтобы он своим видом не будоражил сознание масс, особенно смутило парижан поведение лошади, памятник поместили на некотором отшибе, с глаз долой – из сердца вон. Вдобавок имя Жанны изъяли, назвав монумент Возрождением. При открытии памятника, а было это в 1958 году, присутствовал посол Дании, так, на всякий случай.
С годами монумент прижился, стал своим, и спешащие мимо парижане всё реже обращают на него взгляд.
И только приезжие туристы, в основном из России, останавливаются, задрав головы, и высматривают детали, находя поразительное сходство, то с Жанной д’Арк, то с Дон Кихотом, воюющем с ветряной мельницей.
Кстати, отсюда открывается на неё замечательный вид.
Париж, май 2013 года