Президентские выборы во Франции наделали немало шума, особенно в России. Это неудивительно, ведь идёт борьба между проевропейским и пророссийским кандидатами.
Действующий президент Эмманюэль Макрон нам более-менее известен, поэтому его переизбрание не принесет сюрпризов. Чего нельзя сказать о лидере ультраправой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен.
В воскресенье, 24 апреля состоится второй заключительный тур выборов. Далеко не все избиратели определились, за кого отдадут свой голос, а мировая общественность рисует разные сценарии. Но большинство сходится в одном — президентство Ле Пен сулит конец ЕС.
Давайте представим, возможно ли это. Мы попробуем сконструировать Францию президентства Ле Пен, основываясь на ее предвыборной программе и выступлениях на дебатах.
Конец ЕС
Председатель комитета Бундестага по европейским делам Антон Хофрайтер назвал последствия победы Ле Пен «фатальными» для Европы. Это «поставит под угрозу безопасность всех людей в Европе и, конечно, станет огромной проблемой для экономического сотрудничества в ЕС для таких вопросов, как технологии будущего, защита климата или внешняя политика», — сказал он.
Действительно, уже третью предвыборную гонку Ле Пен ведет под лозунгами против «диктата бюрократов ЕС». Она не разделяет идею европейского сообщества и верит в то, что суверенитет Франции не может сосуществовать с властью ЕС; он должен вытеснить и обогнать его.
Вероятно, первой зарубежной поездкой станет визит в Брюссель. Согласно обещаниям предвыборной кампании, она займется эволюцией ЕС. Например, превратит Европейскую комиссю в секретариат, сократит вклад Франции в бюджет ЕС на 5 миллиардов евро в год, внесет в Конституцию понятие национального приоритета, отдающего предпочтение французским гражданам перед иностранцами в доступе к общественным благам и услугам.
А напоследок она спросит французов на референдуме, хотят ли они, чтобы закон ЕС оставался выше французского закона, или они хотят восстановить свой правовой суверенитет.
В ходе предвыборной гонки Ле Пен сообщила, что хочет сделать европейское сообщество «свободным и суверенным».
Возможно ли это на самом деле? Вероятно, европейские юристы ответят однозначным «нет». Так или иначе, ЕС не привыкать к правительствам евроскептиков. В истории сообщества их было не мало: Виктор Орбан в Венгрии, «Движение пяти звезд» в Италии, партия «Право и справедливость» в Польше и Великобритания до Brexit. Однако евроскептицизм со стороны страны размеров и веса Франции будет в новинку.
Конец евро
Марин Ле Пен победила, ее уже поздравили президент России Владимир Путин, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Польши Анджей Дуда, премьер-министр Словении Янез Янши и Дональд Трамп, конечно.
Волна поздравлений сменится осознанием больших проблем, в пучине которых госпожа президент оказалась сразу после инаугурации.
Настоящая консервативная оценка Goldman Sachs включает немедленное 2-процентное падение обменного курса евро к доллару и повышения процентных ставок, которые инвесторы требуют для владения французскими государственными облигациями.
Это расширит разницу в стоимости заимствования между французским и немецким долгом, подтолкнув ЕС к повторению кризиса суверенного долга середины 2010-х годов.
Политическое решение экономических проблем
Помимо финансовой атаки на еврозону, Ле Пен ожидает политический кризис внутри страны. Ее победа была следствием массового воздержания левых избирателей от голосования, которые мобилизовались после. Так что у «Национального объединения» нет большинства в парламенте. Страшный сон Марин сбылся — ей придется «сожительствовать» с центристами Макрона.
К середине лета борьба Ле Пен с центристами значительно понизит ее рейтинг. И чтобы скорее реабилитироваться, она начнет борьбу с мигрантами. С новым наплывом беженцев она установит иммиграционный контроль на границах с Испанией и Италией.
Борьба с мигрантами не поможет, ведь инфляция и уровень безработицы продолжат расти в отличии от экономических реформ. В конце концов, ее электорат начнет гадать, когда сбудуться обещания мадам президента о высокой покупательской способности.
Выход один - провести референдум о верховенстве права Франции над правом ЕС и окончательном выходе страны из Шенгенского договора. Это будет движение к «Европе наций», о которой Ле Пен говорит с 2012 года.
«Европа наций» станет сообществом суверенных государств. Прежних институтов сообщества, какими мы их знаем, в этой «Европе» места нет. Суд Европейского союза потеряет прежнее доверие, особенно если другие лидеры последуют примеру Франции.
Со временем может появиться новый договор, регламентирующий сосредоточение власти в руках правительств отдельных государств, а не Еврокомиссии. А если большинство стран-участниц его не поддержит, то Франции придется уйти или остаться главным раздражителем.
Подходит день референдума, президент Ле Пен ожидает его результатов в роскошных залах Елисейского дворца. Но жители Франции голосуют за твердое «Нет».
Поражение ознаменует начало конца. Переизбрания не будет, отсчет до следующих президентских выборов пошел.
«Что будет, если выиграет Ле Пен» — вопрос, ответ на который ищут уже в третий раз.
В 2012 году ее обещания вывести Францию из НАТО и углубить сотрудничество с Россией привели к победе Франсуа Олланда, в 2017 - к победе Эмманюэля Макрона. Изменится ли ход истории в 2022? Время покажет.
Автор: Христина Каранская, политолог, дата-журналист, независимый автор медиагруппы "Хакнем"