Найти тему

Кто первым переодел мужчин в женское?

Сегодня уже никого не удивишь андрогинными образами и словами о том, что ‘одежда не имеет пола’. Гарри Стайлс снимается для обложки альбома в балетках, расклешенных джинсах и блузке для беременных. Билли Портер каждый год приходит на Оскар в платье и ярком макияже… Но ведь когда-то это должно было быть в новинку! И было… в начале 90-х, хотя, справедливости ради, стоит сказать, что мужские юбки и платья появились еще в XVI столетии, но все попытки сделать подобную одежду модной не имели особого коммерческого успеха.

Наступили свободные, яркие и безбашенные 1980-е - эпоха club kids, которая до сих пор вдохновляет дизайнеров. В мире моды появились новые смельчаки. Один из них - Жан-Поль Готье.

Уже в 1984 году Готье создал своеобразную мужскую юбку. Правда, юбкой она выглядела лишь со стороны. В действительности эта была пара брюк с запахом спереди, а идея появилась у Жан-Поля благодаря бермудам французского кутюрье Жака Эстереля. С тех пор Готье регулярно заигрывал с андрогинной темой, но если временами это были шутки, театр и буффонада, то в 1993 году он подошел к ней очень серьезно - тогда мир увидел коллекцию ‘Tatouages et Piercings’.

Точно такую модель брюк (или юбки?) Готье показал в 1984 году, а затем повторил в юбилейной коллекции 2007 года (на фото - именно она)
Точно такую модель брюк (или юбки?) Готье показал в 1984 году, а затем повторил в юбилейной коллекции 2007 года (на фото - именно она)

Сразу скажу, что найти архивные показы и полную информацию о них не так-то просто. В открытых источниках в основном речь идет о коллекции ‘Les Tatouages’ сезона весна-лето 1994. Однако, если сопоставить несколько фактов, можно понять, что подобную тематику Готье использовал дважды. Возможно, ‘Tatouages et Piercings’ стала исключительно мужской и в этом - ее особое значение по сравнению с ‘Les Tatouages’.

Именно в ‘Tatouages et Piercings’ Готье показал не только агендерный, но и совершенно мультинациональный образ (сегодня его наверняка осудили бы за культурную апроприацию, но тогда было можно).

Jean Paul Gaultier, образ из коллекции Tatouages et Piercings
Jean Paul Gaultier, образ из коллекции Tatouages et Piercings

Короткая юбка, которую продемонстрировал парень-модель атлетического телосложения, живо ассоциируется с древнегреческим нарядом и военным килтом. В рисунке на ткани можно рассмотреть мифологических персонажей, включая Минотавра и морскую гидру. На заднем фоне - древние карты. Подобный узор нанесен и на шифоновый топ, но благодаря тонкости ткани выглядит так, будто это - вовсе не рисунок, а татуировки на теле.

Здесь стоит сделать еще одну отсылку - к Мартину Маржела - он начинал как ассистент Готье и работал у него с 1984 по 1987 год. Конечно, Жан-Поль следил за успехами своего подопечного, который в 1989 году показал свою версию ‘тату-топа’. Мартин хотел, чтобы эффект был максимально реалистичным и обманывал глаз человека.

Тату-топ из коллекции Martin Margiela, весна-лето 1990 (показ прошел осенью 1989)
Тату-топ из коллекции Martin Margiela, весна-лето 1990 (показ прошел осенью 1989)

Теперь вы знаете, откуда пошли все эти печатные рукава, которые иногда вызывают искренне удивленный вопрос: ‘Это кофта или настоящие татуировки?’.

[Особо влюбленным в моду рекомендую взглянуть на коллекции John Galliano осень-зима 1997/98, Dior весна-лето 2002 или Comme des Garçons весна-лето 2019 - увидите прямые отсылки к тату-топам Мартина и Жан-Поля].

Думаете, на этом тот самый андрогинный образ Готье был закончен? Отнюдь… Юбка шла в сочетании с брюками, которые усиливали двойственность идеи и еще сильнее размывали границы между полами. Древняя Греция оказалась лицом к лицу с Северной Африкой, которая напоминала о себе драгоценными камнями на воротниках и ‘барскими’ браслетами-наручниками.

Этот мультикультурный, мультирасовый и агендерный образ оказался настолько важным в истории моды и самого Готье, что в 2007 году, когда Жан-Поль отмечал 30-летие карьеры, он включил его в свою коллекцию-ретроспективу. В нее вошли только самые значимые работы в его биографии (конечно, слегка обновленные в пандан времени). Это был не только привет из 90-х, но и символ того, как изменилось отношение мужчин к юбкам за эти годы.

Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и Inst (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея моих работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!

Вам могут понравиться эти статьи:

Карелия. Фарфор. Немое кино. Три лучшие коллекции Ульяны Сергеенко
Ателье Ольги Салтыковой30 августа 2022

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц