Сегодня уже никого не удивишь андрогинными образами и словами о том, что ‘одежда не имеет пола’. Гарри Стайлс снимается для обложки альбома в балетках, расклешенных джинсах и блузке для беременных. Билли Портер каждый год приходит на Оскар в платье и ярком макияже… Но ведь когда-то это должно было быть в новинку! И было… в начале 90-х, хотя, справедливости ради, стоит сказать, что мужские юбки и платья появились еще в XVI столетии, но все попытки сделать подобную одежду модной не имели особого коммерческого успеха.
Наступили свободные, яркие и безбашенные 1980-е - эпоха club kids, которая до сих пор вдохновляет дизайнеров. В мире моды появились новые смельчаки. Один из них - Жан-Поль Готье.
Уже в 1984 году Готье создал своеобразную мужскую юбку. Правда, юбкой она выглядела лишь со стороны. В действительности эта была пара брюк с запахом спереди, а идея появилась у Жан-Поля благодаря бермудам французского кутюрье Жака Эстереля. С тех пор Готье регулярно заигрывал с андрогинной темой, но если временами это были шутки, театр и буффонада, то в 1993 году он подошел к ней очень серьезно - тогда мир увидел коллекцию ‘Tatouages et Piercings’.
Сразу скажу, что найти архивные показы и полную информацию о них не так-то просто. В открытых источниках в основном речь идет о коллекции ‘Les Tatouages’ сезона весна-лето 1994. Однако, если сопоставить несколько фактов, можно понять, что подобную тематику Готье использовал дважды. Возможно, ‘Tatouages et Piercings’ стала исключительно мужской и в этом - ее особое значение по сравнению с ‘Les Tatouages’.
Именно в ‘Tatouages et Piercings’ Готье показал не только агендерный, но и совершенно мультинациональный образ (сегодня его наверняка осудили бы за культурную апроприацию, но тогда было можно).
Короткая юбка, которую продемонстрировал парень-модель атлетического телосложения, живо ассоциируется с древнегреческим нарядом и военным килтом. В рисунке на ткани можно рассмотреть мифологических персонажей, включая Минотавра и морскую гидру. На заднем фоне - древние карты. Подобный узор нанесен и на шифоновый топ, но благодаря тонкости ткани выглядит так, будто это - вовсе не рисунок, а татуировки на теле.
Здесь стоит сделать еще одну отсылку - к Мартину Маржела - он начинал как ассистент Готье и работал у него с 1984 по 1987 год. Конечно, Жан-Поль следил за успехами своего подопечного, который в 1989 году показал свою версию ‘тату-топа’. Мартин хотел, чтобы эффект был максимально реалистичным и обманывал глаз человека.
Теперь вы знаете, откуда пошли все эти печатные рукава, которые иногда вызывают искренне удивленный вопрос: ‘Это кофта или настоящие татуировки?’.
[Особо влюбленным в моду рекомендую взглянуть на коллекции John Galliano осень-зима 1997/98, Dior весна-лето 2002 или Comme des Garçons весна-лето 2019 - увидите прямые отсылки к тату-топам Мартина и Жан-Поля].
Думаете, на этом тот самый андрогинный образ Готье был закончен? Отнюдь… Юбка шла в сочетании с брюками, которые усиливали двойственность идеи и еще сильнее размывали границы между полами. Древняя Греция оказалась лицом к лицу с Северной Африкой, которая напоминала о себе драгоценными камнями на воротниках и ‘барскими’ браслетами-наручниками.
Этот мультикультурный, мультирасовый и агендерный образ оказался настолько важным в истории моды и самого Готье, что в 2007 году, когда Жан-Поль отмечал 30-летие карьеры, он включил его в свою коллекцию-ретроспективу. В нее вошли только самые значимые работы в его биографии (конечно, слегка обновленные в пандан времени). Это был не только привет из 90-х, но и символ того, как изменилось отношение мужчин к юбкам за эти годы.
Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и Inst (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея моих работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!