Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Самолеты в моей летной жизни. Л-29 ,"Дельфин".

Оглавление

Михаил Жуков

Летчиков тянет на мемуары. Освоение авиационной техники.

По окончании летной программы в конце июля 1966г, нам объявили, второго года обучения на самолетах ЯК-18у не будет (до нас летали по 2 года на Як-18у, потом на МиГ-17 в Кинель-Черкасском УАЦ ), со следующего года будем летать на реактивном самолете Л-29, Чешского производства, мы первые!

Конечно, отбор был жестким, взяли 45 человек, т.е. половину от тех, кто отлетал на ЯК-18у, прошли серьезную медицинскую комиссию, я попал в число счастливчиков в новый набор и был на седьмом небе от такого счастья. Да, здесь все было посерьезнее, начиная с того, что мы одели настоящие курсантские погоны, приняли воинскую присягу на верность Родине и это было здорово, все ликовали.

Теоретическую часть прошли с большим интересом, как же реактивный самолет, сдали все зачеты, выполнили по два прыжка с парашютом и наземное катапультирование. А какой же красивый самолет Л-29 "Дельфин", самолеты новые, их в г. Куйбышев, на аэродром Рождествено перегнали наши инструктора, как мы их встречали и курсанты, и техники, и все остальные работники аэроклуба, девушки дарили цветы, мы качали наших учителей на руках. Это был настоящий праздник для всех, это непередаваемо. Для инструкторов может быть даже больше, чем для нас, они же по многу лет летали на винтомоторном ЯК-18у, а здесь современный, реактивный самолет, скоростной, высотный, пилотажный. Ну а для нас, вчерашних пацанов, это был большой шаг вперед к мечте-стать военным летчиком, мы первые из курсантов Куйбышевского УАЦ начали летать на современном самолете, столько гордости!! Теорию прошли с огоньком, все было интересно, даже очень.

Практические полеты ждали с большим нетерпением. Зачеты, экзамены, наземная подготовка и наконец предварительная подготовка к полетам. В группе нас четыре курсанта Зотов, Абрамов, Жуков, Шныров летчик-инструктор Федюнин Михаил Александрович, да у нас появился командир эскадрильи майор Юрьев, он был единственный военный, остальные штатские и мы курсанты тоже военные. Инструктор Федюнин очень опытный командир во всех отношениях крепко держал дисциплину, постоянно говорил если не будете дисциплинированными на земле, это все уйдет в воздух. Как-то ему не понравились наши прически, говорит "заросли идите подстригитесь, лучше налысо, под ноль". Мы всей группой ушли в деревню подстригаться. Ну разве мы будем стричься под «0», сделали "канадку" и пришли, инструктор посмотрел и говорит "я же приказал по 0, кто не хочет летать может не подстригаться". Через полчаса все пришли стриженые наголо и доложили, это здорово врезалось в память, лучше сделать и выполнить приказ, чем слушать много нехороших слов. Это, кстати, спасало наши жизни, т.е в полете делай только то, что сказал инструктор.

У нас произошел несчастный случай: катастрофа 15 августа 1967г. на самолете Л-29 при самостоятельном полете в зону на сложный пилотаж погиб курсант Лемешев Володя, погиб по недисциплинированности, как потом вывод сделала комиссия. После первого года обучения на Як-18у многие почувствовали себя летчиками, как Чкалов, которым все позволено, ну и некоторые из нас начали выполнять фигуры сложного пилотажа без обучения инструктора. Вот на этом и погорел Лемешев, как оказалось, выполняя петлю Нестерова с большой перегрузкой, сорвался в штопор, пытался выводить как на ЯК-18у, но опыта не хватило, на высоте 300м катапультировался, но пилотажная зона была в Жигулевских горах, высоты не хватило, его выбросило с креслом, но парашют полностью не раскрылся, и Володя погиб от удара о землю. Конечно, мы все были в шоке, первая потеря, никто такого не ожидал, каждый из нас сделал для себя выводы, но никто не написал рапорт об уходе из авиации. Много лет спустя, мой одногруппник рассказал про себя, что и он был в таком же положении как Лемешев, что он тоже делал петлю Нестерова и от перегрузки на вводе терял сознание, а очнувшись успевал вывести самолет из штопора, высота позволяла, так что все не так просто и радужно. Да, жизнь отбирала себе тех, кто хотел жить, дальше было еще сложнее. Мы закончили Куйбышевский УАЦ, нам присвоили воинское звание "сержант" и отправили летать, учиться дальше в Кинель-Черкасский УАЦ на следующий тип самолета.

Чешский самолет Л-29 ,"Дельфин".
Чешский самолет Л-29 ,"Дельфин".
-2

Серийно производился с 1963г по1973г. Стоял на вооружении 15 стран мира, самолет двухместный. ТТД. Максимальная скорость-655к.ч. Дальность полета -640км. Практический потолок 11500м. Двигатель -ТРД "Моторлет"М-701, топливо авиационный керосин. Тяга-800кгс. Вес пустого самолета 2280 кг. Взлетный вес -3280 кг. Длина разбега 600-650м. Размеры самолета. Длина 10.81м, высота -3.31м, размах крыла -10.29 м., площадь крыла -19.8м2. Возможна подвеска бомб, ПУ НАР или пулеметных контейнеров.

Это был уже второй тип самолета мной освоенный. Вывозная программа составила 45 полетов 8 часов 30мин. Налетал 179 полетов, 53 часа.

(Продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Михаил Жуков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен