Михаил Жуков
Летчиков тянет на мемуары. Освоение авиационной техники.
Мечтать о полетах, о самолетах я начал учась где-то в 7 классе, но все мои познания в это время свелись к тому, что я после окончания семилетки поехал в г. Куйбышев поступать учиться на военного летчика в Авиационный техникум, я предполагал, что раз Авиационный, значит там учат и на летчика. Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что здесь не готовят летчиков, а учат в Военном училище летчиков, но для этого надо закончить среднюю школу и только после этого можно поступать в летное военное училище, да и еще надо иметь отменное здоровье.
Я это все осознал, начал целенаправленно учиться в школе и усиленно заниматься спортом. Вместе со своим товарищем по классу решили после школы поступать учиться на военного летчика.
По окончании школы через районный военкомат, пройдя медкомиссию в г. Куйбышеве меня направили поступать в Балашовское ВВАУЛ, моего товарища, он не прошел областную медкомиссию, отправили в ракетное военное училище.
Мои познания об авиации были очень низкие, я даже не знал, что у нас в стране много разных летных училищ, где готовят истребителей, бомбардировщиков, транспортников. И вот, когда нас абитуриентов, везли в училище, то сопровождающий, показывая в окно автобуса, говорил вот стоят самолеты, на которых вы будете учится летать, самолеты - а это были транспортные Ан-2, Ли-2, Ил-14, Ан-26 и другие. Я спросил у сопровождающего это ведь не истребители, на что мне было сказано, здесь самолетом управляет экипаж, а истребитель летает один, в этом летном училище на истребителя не учат, а я почему-то хотел стать именно истребителем, вероятно видел воздушные бои в кино в фильмах. Ну, я не стал поступать в Балашовское, вернулся домой и в военкомате попросил направить меня в истребительное училище, меня отругали, и отправили в Армавирское ВВАУЛ. Там я начал проходить мед. комиссию, прошел всех врачей, но когда пришел к председателю комиссии получать заключение о годности, то он меня ошарашил, вы не годны в летчики, у вас заболевание и вы держитесь подальше от авиации. Я думал умру от огорчения, нас таких оказалось много. Только потом я узнал, что на одно вакантное место курсанта было 15 человек желающих учиться, так что отсеивали безжалостно.
Вернувшись домой не солоно хлебавши, я устроился работать в сельскую школу учителем начальных классов, был дефицит учителей в деревне, вот и брали тех, кто хорошо закончил среднюю школу без специального образования. Вот до сих пор не пойму почему меня не забрали срочником в армию, года вышли. Работа с детьми мне понравилась, конечно, если тебя в 18 лет называют по имени отчеству, это вызывало определенную гордость. Кстати, в этой школе я был не один такой, нас было человек пять молодых учителей. Это продолжалось всего полгода.
Как-то я встретил своего товарища по школе, он был на год старше меня. Тот спросил про жизнь, про поступление в училище, чем занимаешься, а потом говорит, я отлетал один год в аэроклубе ДОСААФ в Куйбышеве, ты не хочешь попробовать. Я, конечно, загорелся, съездил в аэроклуб, он назывался Куйбышевский авиационный центр ДОСААФ им. Фадеева, записался и начал учится. Начальником Куйбышевского УАЦ был Юрмаков.
С учительствованием в школе было покончено, ох, как же меня там ругали руководители, как уговаривали не уходить, но мечта, желание стать летчиком превысили все. Система учебы в аэроклубе была вечерняя, т.е. мы занимались теорией с 18 до 23 часов. Так, чтобы время даром не терять, я пошел еще на дневные 6-месячные курсы водителя-профессионала. Так и учился днем на шофера, а вечером на летчика, было очень интересно и там, и там. В аэроклубе нас набрали два потока, где-то по 45 человек, вероятно с учетом, что кто-то сойдет с дистанции, что потом так и получилось. Затем были зачеты, экзамены и это все теоретически. Я успешно сдал экзамены и на шофера, и на летчика.
В апреле нас отправили за р. Волга, там у с. Рождествено был грунтовый аэроклубовский аэродром с самолетами ЯК-18у и база аэроклуба: казармы, штаб, столовая, места для занятий и подготовки к полетам. Нас одели в военную форму: сапоги, пилотки, но погон не дали. Дали и форму для полетов: комбинезон, шлемофон.
Как нам все нравилось и очень ждали полетов. Организационно мы были в авиаэскадрилье, командир аэ Долгов, ком звена Ишутин, инструктор Федюнин. Нас разбили на летные группы по 5 человек, во главе группы был летчик -инструктор, который был нашим учителем, воспитателем, командиром.
Началась наземная подготовка, прыжки с парашютом, и опять зачеты, зачеты. У меня был прекрасный летчик-инструктор Федюнин Михаил Александрович, он нас воспитывал и учил как своих детей от подъема до отбоя, мы его боготворили. А как нам понравился наш самолет Як-18у, вот это аппарат, намного лучше автомобиля, я мог сравнивать. Учится летать для меня и для всех ребят, было очень большим удовольствием, несмотря на все трудности, летать хотели абсолютно все, никто не сказал, мне не нравится, я ухожу, мне тяжело. Дисциплина была на высоте-приказ командира инструктора закон для подчиненных, спиртным не увлекались, курили единицы, в самоволку не ходили. В субботу на воскресенье нас отпускали домой, мы переодевались в гражданку и домой, возвращались на аэродром рано в понедельник. К практическим полетам готовились в "фанзах" беседках, у каждой летной группы была своя, условия спартанские, удобств минимум, телевизора и радиоприемника не было, но для нас это было не главное, главное полеты, да и разговоры в казарме были, в основном, на авиационные темы, мы не обсуждали ни кино, ни книги, хотя все читали, ни даже девушек, хотя многие дружили с девчатами, мы мечтали о своей авиационной жизни, что нас ждет впереди.
Летать практически начали с 26 апреля 1966г, летали в две смены первая в 4-5 утра, вторая с11-12, длительность 6 часов, совсем не уставали, потому что было интересно в каждом полете и, как сейчас вспоминаю, с радостью бежали на полеты, с гордостью летали, было совсем не трудно, счастливое время.
Вывозная программа на ЯК-18 составила 98 полетов 12ч20мин. Налетали за 1 период обучения по 225 полетов, с налетом 41 час, получили удостоверение об этом, да еще значок парашютиста и удостоверение спортсмена 3 разряда. Это был первый самолет в моей летной жизни, а сколько впереди я не мог и предположить. Да, и сейчас наша учеба на первом самолете вспоминается с чувством глубокой благодарности учили, именно учили нас добротно, на совесть, еще раз СПАСИБО великое нашим учителям инструкторам, они учили не только летать, но и жизни правильной, а это многого стоит.
Самолет ЯК-18У, один из основных серийных вариантов ЯК-18. Экипаж-2 чел. Выпускался с 1954г. по1957г.
ТТД. Максимальная скорость-250к.ч. Крейсерская скорость -205 к.ч. Практический потолок-6000 м. Дальность полета-1080км.Масса пустого самолета-769кг. Максимальная взлетная масса 1085кг. Двигатель-поршневой М-11ФР. Мощность двигателя 160 лс. Топливо -авиационный бензин. Размах крыла-10.6м. Длина самолета 8.03м. Площадь крыла-10.6м2.
В Куйбышевском УАЦ прекратили подготовку на самолетах ЯК -18у в конце 1966г.
(Продолжение следует)