Бытует мнение что фотоаппараты с кроп-фактором это фотоаппараты для любителей, а для профессиональной работы обязательно нужно иметь Full Frame. Это мнение активно насаждают два производителя фотоаппаратов Canon и Nikon, и обывателям эти утверждения кажутся истиной, но мало кто задается вопросами, а почему? А чем камеры с кроп-фактором хуже. Сегодня попробуем разобраться.
Как размер матрицы влияет на изображение? Мы прекрасно знаем, что у камеры с кроп-фактором может быть столько же мегапикселей, как и у камеры с полным кадром, например, 26 мп. Так что разрешение кадра у этих фотоаппаратов будет одинаковое. Почему же тогда ФФ считается лучше. Дело в том, что на полном кадре мы можем использовать пиксель большего размера, а от размера пикселя напрямую зависит такой параметр как динамический диапазон (ДД), о котором кстати в последнее время активно заговорили.
Что такое ДД если вкратце, это количество тональностей, которое может передавать один пиксель от абсолютно белого, до абсолютно черного, количество полутонов. У нас в глазу очень широкий динамический диапазон, поэтому мы прекрасно различаем детали в тенях и на ярких участках даже очень контрастной сцены, например, когда любуемся закатом. Камера себе такого позволить не может, у ее ДД гораздо скуднее чем у глаза. Но от размера пикселя этот параметр зависит на прямую, и чем пиксель больше физически, тем и шире ДД.
То есть при прочих равных, при одинаковом количестве пикселей фотоаппарат с полным кадром будет существенно выигрывать в ДД у фотоаппарата с кропом. Так ли это смертельно, вовсе нет, если вы, например, работаете в студии, и сами управляете светом, то смягчить контраст для вас не составит труда.
Да и если разобраться, то сейчас многие камеры с ФФ имеют многопиксельные матрицы, такие как 36 мп, 45, и даже 60. Засечёт того что на размер 24х36мм начинают запихивать такое количество датчиков, показатель ДД снова сужается, а вместе с ним и возможности снимать на высоких ISO без ощутимой потери качества. Другое дело что сейчас в такие камеры внедряют матрицы на новых технологиях, например, с обратной засветкой, что позволяет немного расширить динамический диапазон.
Тем не менее Full Frame матрица с 45 мп. скорее всего будет уступать 26 мп. матрице с кроп-фактором. И все снова становится не так однозначно.
Все же, что касается Canon и Nikon, в их случае лучше действительно брать ФФ, по той простой причине, что для кроп-сегмента они очень неохотно производят оптику, а профессиональные линзы вообще принципиально стараются не делать. Это безусловно маркетинговая стратегия, которая не имеет ничего общего с вопросами качества фотографий или удобства пользователей.
А учитывая тот факт, что главное не на что снимать, а как снимать, то любая камера с кроп-фактором может стать отличным инструментом для творчества и развития фотографических навыков.