Найти в Дзене
Zames Media

Терапия от Баха

Остановившийся международный обмен коснулся даже культурных мероприятий и проведения международных фестивалей. Тем не менее, запланированный Bach-fest в Екатеринбурге собрал почти 200 тысяч слушателей. Смотрели трансляции из Свердловской филармонии во всём мире.

Учитывая особенности нынешней политической ситуации и нюансы международной афиши, которую в прямом смысле пришлось перекраивать на ходу, музыканты сыграли редкие музыкальные произведения. Ситуация к открытию фестиваля была форс-мажорной: не приехали зарубежные исполнители, немецкий дирижёр Кай Йоханнсен, уже репетировавший с екатеринбургскими музыкантами, улетел накануне концерта, часть программ заменяли целиком.

По словам арт-директора Bach-fest, органиста Тараса Багинца, ни одного концерта не было отменено, и все девять программ по теме «Бах и французская музыка» состоялись с участием российских музыкантов.

Особая атмосфера

На открытии фестиваля Багинец в своей виртуозно-экспрессивной манере исполнил монументальный Концерт для органа струнного оркестра Фрэнсиса Пуленка, написанный в духе величественных органных импровизаций эпохи Баха, а московский оркестр Pratum Integrum, специализирующийся на барочном репертуаре и играющий на исторических инструментах, устроил настоящий живой агон из сочинений Баха и его друга Телемана.

Были и другие аутентичные погружения в звучание инструментов эпохи Баха: в сольной программе клавесинной музыки (Бах с французами Купереном и Рамо) звучал раритетный инструмент Свердловской филармонии – точная копия французского клавесина Бланше 1730 года, настоящее произведение искусства!

Среди событий фестиваля – «Парад органистов» ко дню рождения Баха, в котором выступили молодые российские органисты из разных городов, программа гимнов и хоралов от барокко до романтиков, органные репертуарные редкости.

Многие сочинения, исполняющиеся на фестивале, в Екатеринбурге звучат редко или впервые, открываются не только публике, но и исполнителям. И в этом не только программный тренд Bach-fest'а, но и его длинная стратегия, позволяющая формироваться традиции барокко в городе.

«Для исполнения барокко требуется особая специализация: другие инструменты, отношение к звуку, к штриху. Барокко – это отдельный мир, которым занимаются барочные коллективы. Но на нашем Bach-fest'е екатеринбургские музыканты получили возможность работать с этим репертуаром, пытаться играть в исторически информированном ключе, репетировать со специалистами. Мы специально приглашали немецких дирижёров, они работали с музыкантами Уральского молодёжного симфонического оркестра и хора Свердловской филармонии над произношением слова, над штрихом, над манерой исполнения в кантатах и концертах. Молодые музыканты поразительно быстро все схватывают, и я очень надеюсь, что нам удастся собрать в филармонии собственный барочный коллектив. Кадры для этого уже есть», — рассказал Багинец.

В заключительном концерте в исполнении музыкантов Уральского молодёжного оркестра под дирижёрством Алексея Доркина и приглашённых солистов прозвучали все шесть Бранденбургских концертов Баха — редкость для российской сцены.

На фестивале удалось блеснуть каждому исполнителю, в том числе и Багинцу в виртуозной клавесинной каденции «Концерт № 5», и Марине Катаржновой – в сольной скрипичной партии Четвёртого и Пятого концертов, и Ольге Ивушейковой – в партии флейты, и молодым солистам Уральского оркестра.

Это было не состязание, а непрерывное развёртывание сверкающей баховской музыкальной материи жизнеутверждающей и лучезарной.