Найти тему
НУАР-NOIR

«Преступление и наказание» на японский манер, но без всяких якудза

-2

Фильм Акиры Куросавы «Рай и ад» (1963) относится классике мирового кино вообще и криминального кинематографа в частности. Хотя если рассматривать этот фильм как «вещь саму по себе», то он совершенно небезупречен.

Ритм ленты постоянно сбивается. Остаются нераскрытыми характеры отдельных персонажей. Начавшись почти как театральная постановка (действие в замкнутом пространстве), кинофильм внезапно проваливался в динамику городского репортажа.

«Рай и ад» становится гениальной картиной, если принимать во внимание степень её воздействия на сферу триллеров. Редкий из современных криминальных фильмов не содержит в себе частичку этот проекта Куросавы.

Ошибочное похищение «не того ребенка» можем наблюдать, например, в «Чамскраббере» (2005). Расшифровка детских рисунков была органической частью сюжета в «Обещании» (2000). В темноте «светились» очки негативного персонажа в «Городе грехов» (2005) и т.д.

Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)

Однако именно в данном случае Куросава попытался придать своему триллеру очевидное социально-политическое звучание. Отнюдь не случайно был использован прием из «Броненосца Потемкина», а именно, в черно-белом кино имелись раскрашенные кадры. В одном из эпизодов из трубы пошёл насыщенный «розовый дым».

Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)

Курасава говорит об «искушении» вестернизацией, что может быть чреватым для японского общества. И эта мысль проходит «красной нитью» едва ли не через фильм. Представители обувной фабрики готовы выпускать менее качественную обувь, дабы та снашивалась быстрее, а потому её покупали чаще, что увеличило бы прибыль.

Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)

Негативный персонаж готов похитить ради выгоды ребенка (неважно какого). Он полагает себя «достойным» этого преступного деяния. Что характерно, полиция, ведущая расследование, явлена как некое коллективное начало, и только это приводит к успеху. Тут нет места индивидуализму, а слаженность действий напоминает либо муравейник, либо вычислительную машину.

Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)

В то же самое время в концовке фильма показаны «западные» развлечения ночных кварталов, которые продолжаются ужасами «аллеи наркоманов». К слову сказать, в этой части есть явная перекличка со стилистикой «Города грехов» (именно как фильма, но не комиксов).

Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)

Если говорить о некой социальной и даже классовой составляющей фильма, то есть сравнение двух представителей низов: похитителя и шофера, чьего сынишку в итоге выкрали. Один - эдакий «новый Раскольников» («или право имею?»), другой вечно скорбно молчащий и кажущийся забитым «Акай Акакиевич». Выглядящий скупердяям его шеф в итоге соглашается на выкуп. Однако какой ценой это ему дается?

Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)
Кадр из фильма «Рай и ад» (1963)

Сумма баснословно велика, что отмечают даже полицейские. Спасение по сути чужого ребенка имеет ценой крах всех надежд на реконструкцию производства. «Хороший руководитель» поставлен перед сложной дилеммой: фабрика или жизнь мальчика?

Если же говорить об этой роли легенды японского кино Тосиро Мифуне, то невольно вспоминается недавно упоминаемый нами фильм «Рюдзо и семеро бойцов». Между этими лентами более чем пятьдесят лет, а актер почти что-то не поменялся. Сложно сказать, в чём кроется причина: «порода» или сила творчества?