Найти тему
Татьяна Вааг

Что объединяло женские портреты первой половины XIX века?

Ну раз уж мы вчера посмотрели портреты первой половины 19 века, то давайте приведу вам еще несколько примеров этого жанра этого же периода. Замечаете ту единственную деталь, которая объединяет и купеческие портреты и портреты аристократии?

-2
-3

Да, все верно, это шаль. Шаль на портретах начала 19 века играла примерно такую же роль, как пакеты из ЦУМа на фотографиях начала 21 века - показать достаток.

Кашмирские шали, а все началось именно с них, уж очень полюбились Жозефине, получившей их в подарок от Бонапарта после его египетских походов. Даже само слово шаль имеет персидские корни и значит примерно "покрывало из шерстяной материи". Так вот, каждую из 400 кашмирских шалей Жозефины можно было продеть через золотое кольцо. Представляете себе сложность работы?

Шали пришлись ко двору еще и в, силу своих способностей сохранять тепло, ибо ампир предполагал фактически голые платья, тонкие, полупрозрачные и с открытыми руками. Дамы пачками умирали от простуды, врачи били тревогу, так что Наполеон подоспел с подарками как никогда во время.

Россия, которая смотрела на Запад примерно всегда, моду радостно подхватила. Шали ткали около 3-4 лет каждую, они стоили баснословных денег, в среднем 10 тысяч рублей, при том что содержание война и коня государству в год обходилось примерно в 5 рублей. Но тут, справедливости ради надо сказать, ничего не поменялось и поныне. Женщины - вперед.

Такие шали, кашмирские, имею ввиду, преподносились в качестве подарка невестам, женам и в обязательном порядке выгуливались на светских раутах. Конечно, их стоимость не позволяла иметь такие шали в каждом доме, и на первых порах они были доступны только высшей аристократии.

Но мы же помним, что на Руси и до 19 века существовал аналог шали - платок? Поэтому купечество без шалей тосковало не долго, собственное производство быстро наладили. Конечно, не кашмирская шерсть, но все равно.

Так что со временем не только аристократия, но и купечество, а потом и крестьяне имели возможность приобрести шаль.

Шаль действительно была верным способом удачной самопрезентации того времени, даже специальный танец придумали. “Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила”, говорит Мармеладов Раскольникову в "Преступлении и наказании" Достоевского.

И умение правильно драпировать шаль практически приравнивалось к умению красиво одеваться, комплимент "как она красиво задрапировалась" часто звучал в салонах почти всех европейских столиц.

Сейчас, конечно, редко кто может похвастаться такими навыками, но портреты нам рассказывают эти истории.