Найти тему
Литрес

От печатной машинки к кинокамере: 10 писателей, решивших стать режиссерами

Магия кино манит не только обычных зрителей, но и тех, кто добился признания на литературном поприще. Многим писателям только дай несколько миллионов, да возможность постоять за камерой, как они тотчас же снимут экранизации своих произведений лучше, быстрее и глубже других. Причем некоторые авторы не позволяют кому-то другому переносить их творения на экраны кинотеатров. Так, Стивен Чбоски долго ждал, пока его роман «Хорошо быть тихоней» не станет настолько известным, что продюсеры согласятся отдать ему бразды правления съемочной командой без лишних условий. И у него получилось с первого раза. Впрочем, не всем так везет, ведь даже известные писатели отказываются от дальнейших кинематографических опытов после первого же провала. Мы решили составить для вас десятку наиболее известных мастеров слова, которые сумели сказать «Свет, камера, мотор!».

10. Мишель Уэльбек искусно провалился в новом деле

-2

Главный европейским мизантропом из мира литературы решил заняться созданием фильмов из-за недовольства. Уэльбеку очень не понравилась экранизации его романа «Элементарные частицы». Недолго думая, француз снял свою киноверсию «Возможности острова» и удивил не только профессионалов, но и простых зрителей. Затем автор «Серотонина» и «Покорности» погрузился в короткий метр, сняв «Реку», повергшую в шок его поклонников. Оказывается, писатель имеет страсть к немотированному оголению и однополой любви разной степени изощренности. Киноверсия «Возможности острова» и вовсе вышла провальной. Критики разгромили фильм, интереса у зрителей он не вызвал, в Уэльбек ворчливо оправдывался, что «это скорее продолжение книги, нежели ее адаптация». При этом писатель подчеркивал, что оригинальный роман все же нужно прочесть перед просмотром.

9. Сьюзен Зонтаг выступала за любовь к кино ради его воскрешения

-3

За плечами обворожительной Сьюзен Зонтаг четыре художественных романа и четыре кинокартины. Причем снимает писательница явно не для массового зрителя. Ее «Поездка без гида» не имеет даже сюжета, но при этом обладает красивой картинкой, а что еще нужно для признания любви к Венеции? Разве что меланхолия, которой у американки и так с избытком. Такое творение способны оценить по достоинству лишь настоящие эстеты. В эссе «Упадок кино» Сьюзен подчеркивала, что человеческих чувств в отношении кинематографа является показателем того, что он будет жить вечно. Автор «Образцов безоглядной воли» и «Под знаком Сатурна» отмечает: «если что и воскресит кинематограф, то это рождение новой любви к нему».

8. Клайва Баркера обожают фанаты хорроров

-4

Этого британского фантаста обожают как читатели, так и зрители. Именно по его роману был успешно экранизирован «Кэндимен», а его автор эффектно ворвался в мир кино благодаря «Восставшим из ада». Кстати, эта лента является экранизацией его собственного рассказа «Сердце ада». Клайв Баркер не собирался менять название, но студийные боссы сочли его излишне романтизированным и неподходящим для фэнтезийного фильма ужасов. Тогда автор «Сияния во тьме» и «Алых песнопений» предложил другую версию — «Садо*азохисты с того света», что, конечно же, тоже не устроила продюсеров. Так что финальный вариант показался им наиболее подходящим вариантом.

7. Юкио Мисиме пришлось уничтожить свой режиссерский дебют, но не до конца

-5

Японский прозаик любит историю во всех ее проявлениях. Видимо, это и заставило Мисиму экранизировать собственный рассказ под названием «Патриотизм» про харакири военного человека из-за провального переворота в 1930-х. Ведь постановщики могут все переврать! Причем автору «Золотого храма» и «Исповеди маски» пришлось поступиться восточными принципами. В ключевом эпизоде Юкио показал яростный крик, который вырывается из груди героя во время главного действа. А это противоречит всем правилам исполнения ритуала, ведь японцы всегда выступают за сдержанность. За что начинающему постановщику пришлось утилизировать все копии своей дебютной ленты. Правда, после его ухода в мир иной энтузиасты все же нашли единственную сохранившуюся пленку, которую Мисима прятал в коробке из-под чая.

6. Дэвид Мэмет сменил Бродвей на Голливуд и не жалеет

-6

Изначально Дэвид Мэмет был успешным драматургом, с которым хотели работать все ведущие бродвейские артисты. Затем он переключился на сценарии, среди которых были культовые «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы. Но Мэмету и этого было мало. Он сам срежиссировал «Игорный дом» и «Испанского узника» и затем перенес на экраны свою театральную постановку «Олеанна». Это история о студентке, которая приходит к профессору, чтобы исправить оценки. Но после провала она решает обвинить его в посягательствах на свою честь. Интересно, что Дэвид с особенным вдохновением относится к своему делу. По его словам, работа в Голливуде очень ему помогла, ведь «хороший фильм должен быть очень ясно написан, ты должен рассказать историю, и это главное». Жаль, что не все постановщики придерживаются такой же позиции.

5. Павел Санаев не хочет связываться с экранизациями своих книг

-7

Жизнь Павла Санаева всегда была связана с литературой и кинематографом. После того, как пасынок знаменитого постановщика Ролана Быкова закончил режиссерский факультет ВГИКа, он начал работать переводчиком и автором синхронного текста. Но после выхода в романа «Похороните меня за плинтусом» в 1996 году его начали причислять к молодым писательским дарованиям. Дебют в большом кино произошел только в нулевые — Санаев увлекся жанровыми картинами. «Нулевой километр» и «Последний уик-энд» были нашим ответом франшизе ужасов «Пункт назначения». Интересно, что автору «Хроник Раздолбая» неоднократно предлагали перенести на экран свои тексты, но он всегда отказывался. Так, насчет «Плинтуса» Павел Владимирович заявлял, что ему не захотелось тратить полтора года жизни на то, чтобы рассказать историю, которую он уже однажды рассказал.

4. Майкл Крайтон прошел испытание экономными продюсерами

-8

Этому американскому писателю-фантасту с успехом удавалось балансировать между пером и хлопушкой. Он дебютировал на телеэкранах с фильмом «Погоня», а затем снял по своему сценарию «Западный мир». Это мрачная история про робота, вышедшим из-под человеческого контроля в парке развлечений. Причем ему доверили съемку при жестких условиях: только 30 дней на процесс и затраты не выше 1,3 миллиона долларов. Ленту тепло приняли как критики, так и массы, а спустя годы она даже получила статус классики американского Sci-Fi. Автор «Затерянного мира» и «Роя» после этого еще отснял пять фильмов. Кстати, Майкл был сценаристом «Парка юрского периода», так что в историю кинематографа этот писатель точно себя вписал.

3. Василий Шукшин отрекся от экранизаций своего творчества

-9

Помимо педагогической работы со школьниками в роли учителя и директора, Шукшин покорял литературный Олимп практически вместе с кинематографическим. В 1963 году был выпущен его дебютный сборник новелл «Сельские жители», а уже в 1964-ом советские зрители увидели его первое режиссерское творение — ленту «Живет такой парень». Несколько лет спустя Василий Макарович выпустил уже киноадаптацию своего альманаха историй «Странные люди». Но итоговый результат не пришелся по душе даже самому автору. Писатель опубликовал статью под заголовком «Средства литературы и средства кино». В ней он заявил, что отныне перестанет ставить фильмы по своим рассказам в угоду киносценариев. По его мнению, это должна быть гибкая литература, «которая не будет приспосабливать к себе индивидуальности режиссера и исполнителей, а будет сама к ним приспосабливаться».

2. Фредерик Бегбедер на все руки мастер

-10

В 2016 году вышел фильм «Идеаль» — вторая лента французского писателя, который наделал шума во время своего дебюта в кинематографе. Ведь его экранизация собственного романа «Любовь живет три года» стала настоящим зрительским хитом. Интересно, что Бегбедер, в отличие от тех постановщиков, которые вольно обращаются с первоисточником, был так привязан к своей книге, что даже мысли главного героя преобразил в текст, появлявшийся над его головой. При этом о режиссером опыте Фредерик говорил так: «Может быть, я начал заниматься кино, потому что боюсь исчезнуть вместе с литературой». У автора книги «99 франков» есть и актерское камео в ее адаптации. Писатель появлялся в кадре сразу в трех ипостасях — заядлого тусовщика на дискотеке, стюардессы и отражения героя в зеркале.

1. Стивен Кинг максимально ускорился до провала

-11

Король ужасов неоднократно критиковал экранизации своих произведений, но собственноручно взять камеру в руки смог лишь однажды. В 1987 вышла картина «Максимальное ускорение», снятая по написанную автором «Сияния» и «Оно» сценарию. Это история о бунте грузовиков. Машины неожиданно начинают сходить с ума и уничтожать все вокруг под зажигательные треки AC/DC. Лента с треском провалилась в прокате и была дружно унижена как критиками, так и зрителями. После такой реакции Стивен Кинг решил все свалить на то, что все это было постановкой — он намеренно снял глупое кино для недалеких зрителей. Но такие оправдания только еще больше разозлили общественность, а С с тех пор студии обходят его режиссерские амбиции стороной.

По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-12

Книги
3,5K интересуются