«Книга для детей, которая нравится только детям, — плохая книга».
К.С.Льюис, британский писатель
Давайте оглянемся назад. Вы помните, как начался ваш читательский путь? Какие книги вы любили в детстве и почему? Кто был вашим любимым героем? Что за стихи заставляли ваше сердце стучать быстрее, а память — неистово перебирать молоточками в мозгу, чтобы запомнить строчку за строчкой без зубрежки и утомительного чувства «белого листа»?
Я очень хорошо помню свои первые книги: рассказ о Крошке Еноте, «Сказка о Царе Салтане», стихи о Бармалее, детективы о темной комнате.
Помню я и мрачные, страшные минуты: когда обижали в школе, когда травили «подружки», когда близкие люди предавали чистое детское сердце.
Вокруг буквально было другое время, которое не несло в себе решительно никаких возможностей: девяностые (а затем нулевые), безденежье, апатия, жизнь в провинции. О потенциально интересных книгах я узнавала из глянцевых журналов (целью которых, как я сейчас понимаю, было продать мне хрустящую новинку), от добрых советов знакомых или (чаще всего) от случайно, мельком увиденной обложки у кого-то в транспорте, в читальном зале или в гостях.
В школе мы читали Паустовского и Пришвина, и окружающая меня литература никак не отражала проблем, с которыми сталкивалась отважная взрослеющая девочка: одиночество, комплексы, неуверенность, тревога о будущем.
Только во взрослом возрасте, став преподавателем, я начала пытаться как-то структурировать вокруг себя книги: эта — для взрослых циников, эта — для отчаянных бунтарей, а вот та — для верящих в чудо романтиков. Вокруг меня стал формироваться пузырь из авторов, подходящих моим убеждениям, опыту и ценностям.
Но, черт возьми, я бы так хотела отбросить предыдущие тридцать лет жизни, и, научившись читать, сразу находить для себя идеальные книги на все случаи жизни: когда хочется вволю грустить, когда не веришь в любовь, когда долго болеешь и когда ищешь вдохновения. Я невероятно счастлива, что у современных детей такая возможность есть.
По следам триумфа первого библиосправочника «Книга как лекарство: скорая литературная помощь от А до Я» его авторы, Элла Берту и Сьюзен Элдеркин, подготовили еще более интересный и многогранный сборник — «Книга как лекарство для детей».
Книга как лекарство. Скорая...
Сразу хотела бы отбросить возможные претензии. Поверьте, я — очень въедливый читатель. Меня не подкупишь просто идеей интересной книги.
Я начала читать книгу в электронном виде, и еще до начала чтения набралась скептицизма:
- интересно, как они найдут книжки для всех без исключения детей;
- если у двух детей разного возраста нет друзей, авторы будут советовать тому и другому книжки с картинками или припасли для обоих страстный нон-фик с подробностями про нейросвязи в мозгу и социальные эксперименты на обезьянах? Нельзя всех детей равнять под одну гребенку!
- затронут ли в книге по-настоящему серьезные темы: насилие, травмы и стресс, который вреден для психики?
Уже по точным формулировкам бережного предисловия становится понятно: авторы прыгнули выше головы. Смотрите сами, мое первое сомнение касалось проблем совершенно разных детей.
В книге затронут целый ряд ситуаций: от экзаменов до жестокости, от переезда до отвергнутой любви, от зависти до бессонницы, сделан качественный разбор многих комплексов, а внутри пунктов, как всегда, использованы перекрестные ссылки.
Мое сомнение №2 тоже разбито в щепки:
Мы упорядочили книги по возрастам, сопроводив каждую рекомендацию пометкой: 0+ — книжки-картинки для дошколят, 5+ — небольшие истории для тех, кто только начинает читать самостоятельно, 8+ — книги для среднего школьного возраста и 12+ — литература для подростков и молодежи*. Вы легко найдете нужную вам книгу, сверившись с этими условными обозначениями. Впрочем, мы призываем вас и вашего ребенка не стеснять себя никакими рамками. Некоторые дети уже к шести годам читают.
*Деление читателей на возрастные группы, принятое в Великобритании, не совпадает с возрастными ограничениями, принятыми в России, и носит сугубо рекомендательный характер. Перед употреблением литературных лекарств советуем проконсультироваться с вашим семейным библиотерапевтом.
Для удобства и наглядности сразу после предисловия и вступительного слова в справочнике есть глава «Как пользоваться этой книгой», где, в частности, в удобном виде представлена следующая таблица:
И даже мой последний довод обращается в ничто. Рекомендации по русской версии были приведены в соответствии с советами специалистов Российской Государственной Детской Библиотеки: так в списках взамен не переведенных книг появились достойные книги на родном языке: «Манюня» Наринэ Абгарян, «Легкие горы» Тамары Михеевой, стихи Самуила Маршака и Агнии Барто — словом, те книги, которые важны для современного российского читателя на протяжении долгих лет.
Некоторые «недуги» — например, травля в школе, переезд, соперничество между братьями и сестрами — знакомы детям любого возраста, поэтому среди «лекарств» вы найдете книги как для больших, так и для маленьких. Другие «болезни» — к примеру, прыщи, потеря любимой игрушки или первый поцелуй — связаны с определенным жизненным периодом, и здесь мы выписываем лекарство только для одного возраста. Иногда мы смешиваем категории: как известно, иногда книжка-картинка помогает достучаться до подростка, а книги для среднего школьного возраста — эти сокровища мировой детской литературы! — дети с радостью и читают сами, и слушают в исполнении взрослых, особенно на ночь
Во всех категориях наших «лекарств» встречаются книги знаменитые и менее известные, уже ставшие классикой и лишь недавно увидевшие свет, написанные нашими соотечественниками или авторами издалека, входящие в большой цикл (в таких случаях мы указываем его название в скобках) или стоящие особняком; но они всегда художественные. Иногда они приводятся списком — например, «Десять лучших аудиокниг для долгого путешествия в машине» или «Десять лучших книжек на ночь для самых маленьких». Также обратите внимание на «возможные осложнения»: от ерзания во время чтения до преждевременного просмотра экранизации. Поскольку многие детские «недуги» взрослым хорошо знакомы, мы создали специальную рубрику — «Лекарство для взрослых» (она помечена специальным значком).
Из всего многообразия предложенных тем выбираю три наиболее значимые. Тут уж простите, буду субъективна.
1. Болтливость
Думаю, детская энергия и желание поведать обо всем на свете делали медвежью услугу не только маленькой мне, я знаю массу таких же энтузиастов! Чем, позвольте спросить, заниматься неуемным оптимистам, фантазерам и выдумщикам? Вести дневники? Писать пламенные статьи? (Вот мы и нашли первопричину появления моих лонгридов.) И если вдруг есть на свете есть книга, которая раз и навсегда объяснит нам, что молчание — золото, то скорее надо брать ее в руки.
Как Даша перестала быть бол...
Удивилась, что по такой сочной и красочной теме книгу советуют всего одну, и ту для возраста 0+.
Связанные темы следующие:
- Бесконечные вопросы;
- Избалованность;
- Плохие манеры.
Героиня книги, Даша, не обращает внимания на других, и бесконечно тараторит в любых обстоятельствах — посмотреть в такое зеркало не понравится никому. Даша меняется, совершив карьерный скачок, — перевоплотившись в Принцессу и получив в назидание новые обязанности. Малыш обязательно прислушается и оценит, сколь много упускает, не давая себе возможностей понравиться другим ребятам, а родителям — немного отдохнуть.
2. Отвращение к занятиям музыкой
Настало время признаться: музыкальная школа — большой стресс для детей и взрослых. Нелюбовь к сольфеджио, вечное заучивание гамм, постоянное давление и всё повышающаяся нагрузка прививает детям настоящую ненависть к системе дополнительного образования, а многим из них — устойчивую фобию уже по мере взросления.
Лафкадио, или Лев, который ...
Нина Дашевская
С удивлением открыв для себя повести Нины Дашевской, я жадно прочла каждую страницу ее сборника «Около музыки» — все произведения в нем буквально кричат о большой любви автора к музыкальному искусству. И то, как это сложно — на первых порах не бросить, сделать правильный выбор, усердно стараться даже когда не получается — история скорее не о ненависти к музыке, а о недостатке мотивации и настойчивости.
С этой стороны история про Льва, который научился отстреливаться от охотников, кажется мне настоящей притчей во имя исполнения мечты — трудной, долгой, но очень-очень желанной. Я была настолько вдохновлена книгой, что нарисовала себе крошечного Льва в ежедневнике, чтобы не сдаваться, чтобы искать новые пути, чтобы быть, а не казаться, чтобы творить и гордиться собой.
Справочник в конце статьи также предлагает посмотреть литературу по схожим тематикам:
- Лень;
- Склонность быстро сдаваться.
3. Если ребенок стал жертвой травли
Детский социум часто бывает жесток. Мой брат, я и моя соседка в детстве сталкивались с буллингом и по-разному преодолевали его. Теперь я взрослая и часто наблюдаю признаки травли в детском коллективе: школе, кружках или лагере, где работаю летом.
0+: Кэтрин Отоши «Один» (англ. One).
Эта книга рассматривает буллинг с точки зрения образов и черт характера, но вне привычных нам героев: все персонажи здесь — акварельные цвета. «Синий» — скромный парень, который ничем не выделяется из толпы, и «Красный» начинает его дразнить и высмеивать. Остальные цвета утешают «Синего», но не решаются дать обидчику открытый отпор. Эта история полезна всем детям, не только угнетаемым. Я бы советовала прочесть эту чудесную книжку каждому ребенку на планете — для развития эмпатии, сострадания, причастности.
Книга «Украденные имена» с первых строк приглашает читателя к полемике, заставляя его выбрать роли в треугольнике. «Кто ты — жертва, свидетель или преследователь?» Здесь главный герой уже ведет себя как жертва травли, и читатель не просто выбирает сторону, но и прорабатывает свои мысли в процессе осмысления ситуации с разных сторон.
«Джейн, Лиса и я» — графический и предельно откровенный роман о настоящем терроре, бойкоте со стороны бывших подружек, длящемся к тому же на закрытой территории, где ты и твои враги друг от друга на расстоянии протянутой руки. Яркая точка осознания собственной ценности в романе обозначена появлением, наконец, цветных красок — и это ощущается невероятным, дерзким глотком долгожданной свободы!
Самой тяжелой из книг для меня оказалась «Шоколадная война» — прежде всего, по причине своей «взрослости». Джерри Рено, взрослея, сталкивается с подлинной несправедливостью мира, и этот опыт не ломает его, но немного ломает читателя. Не вступая в принятые социальные рамки, герой неумышленно строит вокруг себя конфликт, и неожиданно все на свете ополчаются против него. Эту книгу нужно не просто читать, но и регулярно обсуждать чувства, мысли, рефлексировать и делать выводы, закрепляя их практическим опытом. Я не ожидала такого мощного эмоционального ответа на, казалось бы, детскую книгу.
Отдельно мне было приятно увидеть связанные параграфы:
- Беспокойство;
- Гнев;
- Грусть;
- Излишняя доверчивость;
- Испуг;
- Когда всё идет наперекосяк;
- Когда ребенка не слышат;
- Кошмары;
- Неумение постоять за себя;
- Одиночество;
- Побег из дома;
- Потребность в примере для подражания;
- Родители, которым сложно говорить о чувствах;
- Самоповреждение;
- Страх совершить ошибку;
- Суицидальные мысли;
- Тревожность;
- Трудности с засыпанием;
- Чувство собственной никчемности и следующую главу под названием «Если ребенок стал изгоем».
Я с удовольствием листаю остальные страницы книги: здесь нахожу рецепты выхода из кризисов — когда не хочется читать совершенно ничего или когда хочется бесконечно читать Гарри Поттера, и ничего кроме него.
В виде «возможных осложнений» дана подборка лучших комиксов для чтения в туалете, на полях можно встретить подробные подборки лучших интерактивных книг с выдвижными окошечками, картами и миром внутри книги.
В книге затронуты важные темы — насилие над животными (рекомендуют, в частности, прочитать нежного любимого «Фердинанда»), зависть, смерть близкого человека и склонность к самоповреждению.
Совсем забыла сказать, что на страницах книги, как и внутри этой статьи, щедро рассыпаны иллюстрации с известными книжными героями. Эти истории пробудят в маленькой детской душе чуткость и отвагу, нежность и силу, уверенность и бесстрашие.
Я от души рекомендую справочник «Книга как лекарство для детей». Я правда хотела бы быть тем счастливым ребенком, который получит благословение и поддержку в виде доброго совета от авторов и редакторов книги. Я заказала себе бумажную версию, и рассчитываю скопом прочитать вообще все книги из списков, пусть у меня на это уйдет еще 30 лет, ну и ладно.
Всё мое спасение было в детской библиотеке — прямо напротив дома. Неблагополучный район, девяностые, провинция, и тут — они! Кинг, Верн, Остин, Роулинг.
Добрая заведующая библиотекой была моим проводником в мир интересной, большой литературы: здесь я стала не только готовиться к урокам, но и с удовольствием читала то, что советовали взрослые, понимающие люди.
Так потихоньку во мне просыпались эмпатия и честность, расцветали доброта и отзывчивость, возникали первые влюбленности — в книжных героев и одноклассников.
Я верила в себя в совсем темные времена, прочтя «Маленькую принцессу» Фрэнсис Бернетт, начала писать рассказы под впечатлением от малой прозы Стивена Кинга, защитила реферат о тайных обществах, вдохновившись «Кодом Да Винчи» Дэна Брауна. Правильные книги в особый момент жизни сделали меня собой.
Книги — наши проводники в жизнь. Здесь, на LiveLib, мы все — большая семья любителей историй. Мы когда-то прониклись подвигами Пеппи, философией Муми-троллей, смелостью Монте Кристо. Здесь мы обрели знания, дружбу и любовь. Давайте делиться хорошими историями.
Какие книги в детстве читали вы? Как вы ощущаете их влияние на вашу жизнь?
Текст: Ольга Карулина
#книги как лекарство #книги для детей #детские книги #детская литература #литература #что почитать #livelib