Найти тему
О том, о сём

Война на Украине: родственники мариупольцев рассказывают о горькой гордости Марк Лоуэн

Елена Никулина замолкает, ее глаза наполняются слезами.

«Я думала, что будет, если я получу сообщение о том, что Макс умер, что мне делать?», — говорит она. «И я просто начал плакать посреди улицы, потому что у меня нет на это ответа».

Мы сидим в офисе ее волонтерского центра в Киеве, где собираются ящики с припасами — продуктами, аптечками и бронежилетами — для отправки украинским войскам на восточном фронте: в эпицентр российского наступления.

Ее целеустремленность двойственна: ее страна и ее семья, ее 26-летний двоюродный брат Максим, или сокращенно Макс, воюет в Мариуполе.

Мальчик, с которым она выросла, которого она описывает как доброго и уважительного студента-инженера, является одним из последних оставшихся украинских защитников, укрывшихся на сталелитейном заводе «Азовсталь» в городе, каким-то образом противостоящих свирепой огневой мощи одной из самых больших армий в мире.

Возможно, пара тысяч солдат и гражданских лиц находится там, в сети бункеров и туннелей времен холодной войны, где заканчивается еда, вода и время. Последнее сообщение, которое она получила от него, было 8 марта.

«Он никогда не говорил нам о реальных условиях, наверное, не хотел нас расстраивать», — говорит она. «Но у них очень мало еды и медикаментов, а лечить раненых солдат становится все труднее и труднее».

Выросший в Сумах, на северо-востоке Украины, мать Макса — тетя Олены — хотела, чтобы он пошел в армию, называя это «школой жизни для мужчин».

Когда его призвали воевать в Мариуполь, она поначалу почувствовала облегчение, думая, что город, расположенный чуть дальше по побережью от оккупированных территорий Донбасса, будет избавлен от худшего.

Но Россия полна решимости создать сухопутный коридор через восточную Украину в Крым, и он должен пройти через Мариуполь. И так русские войска осаждали его около семи недель. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в городе могли погибнуть десятки тысяч человек.

«Я чувствую себя ужасно из-за того, что он там», — говорит Елена, изо всех сил пытаясь сдержать слезы. «Во-первых, мне очень жаль, что я не разговаривал с ним столько, сколько мог, пока у нас еще была связь. Было ужасно, когда моя тетя прислала мне сообщение в 06:00, чтобы сказать, что друг Макса, вероятно, мертв и она так беспокоится о нем».

Я спрашиваю о гордости, которую она должна испытывать к мальчику, который возил ее на своей машине, а стал украинским боевиком, отказавшимся от требований России о капитуляции.

«Я никогда бы не подумала, что мой двоюродный брат станет настоящим героем Украины и Мариуполя», — с улыбкой отвечает она. «Это, очевидно, очень горькое чувство гордости в том смысле, что он находится в опасной для жизни ситуации. Я мечтаю о том дне, когда он вернется, и я смогу сказать ему об этом».

На полках в волонтерском центре лежат военные трофеи: снаряжение российских солдат, сбитые ракеты и обломки российского истребителя, которые украинцы с гордостью демонстрируют как символы вторжения, которое пока не пошло по пути Москвы.

Но Кремль наверняка будет настроен на то, чтобы восточное наступление не повторяло ошибок запада, откуда сейчас отступили российские войска.

Считается, что президент России Владимир Путин, скорее всего, хочет получить ощутимую прибыль к 9 мая — ежегодному празднованию Дня Победы над нацистской Германией — и Мариуполь может ему в этом помочь.

Это опасение разделяет и другой родственник Владимир Василюк, чей 23-летний сын Данило также воюет на Азовстали. Они до сих пор находятся в постоянном контакте.

«Пацанам не хватает боеприпасов, — говорит Владимир, — но они не хотят уходить, потому что защищают мирных жителей — они не хотят их бросать».

-2

Его собранный, почти бесстрастный взгляд начинает ломаться, когда он продолжает говорить о своем единственном ребенке, опуская глаза и резко вдыхая воздух.

«Я не сплю по ночам», — признается он. «Если бы у меня был шанс поехать туда, я бы поехал. Не думаю, что город стоит потери его жизни. Но ребята сделали свой выбор.

«Может быть, это моя вина, что он ушел в армию, потому что я всегда брал его на тренировки и готовил к этому», — добавляет он. «Его главной целью всегда было сделать нашу страну лучше».

Мы стоим под памятником в Киеве, прикрытым мешками с песком, окрашенными в сине-желтый цвет украинского флага. Колокола златоглавой Михайловской церкви бьют пять.

«Я уверен, что мы еще увидимся, — говорит Владимир, — это вопрос времени. Но если бы я мог передать ему сейчас сообщение, то это было бы то, что я люблю его и жду его».

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ТАК НЕ УПУСКАЙ СВОЙ ШАНС, ПОЛУЧИТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ТЕМАТИКАМ!

ПОДПИСЫВАЙСЯ ПРЯМО СЕЙЧАС, И НЕ УПУСКАЙ СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ!

ПЕРВОИСТОЧНИК:https://www.bbc.com/news/world-europe-61157161

СВО
1,21 млн интересуются