Найти тему
Светлана Горячева

Как написать розовые пионы маслом

Горячева Светлана, "Розовые пионы", холст, масло, 2022 год.
Горячева Светлана, "Розовые пионы", холст, масло, 2022 год.

На самом деле, существует множество способов написать эти замечательные цветы, у каждого художника свои секреты и приёмы. Для тех, кому интересно - покажу, как это делаю я. Мне проще и приятнее работать в технике многослойной масляной живописи, решая живописные задачи поэтапно, в порядке очереди.

1. Быстрый набросок очертаний пионов кистью. Ни к чему отрисовывать каждый лепесток,    работу лучше вести от общего к частному, начиная с широких цветовых пятен. Практически сразу можно начинать работать цветом.
1. Быстрый набросок очертаний пионов кистью. Ни к чему отрисовывать каждый лепесток, работу лучше вести от общего к частному, начиная с широких цветовых пятен. Практически сразу можно начинать работать цветом.
2. Первый слой краски лучше делать тонким и прозрачным, как акварель - во-первых, так он быстрее просохнет и позволит вести работу дальше, а во вторых некоторые краски особенно красиво звучат именно в прозрачном слое, сквозь который просвечивает белый холст. Например, краплак розовый самые насыщенные и яркие оттенки позволяет получить именно так.
2. Первый слой краски лучше делать тонким и прозрачным, как акварель - во-первых, так он быстрее просохнет и позволит вести работу дальше, а во вторых некоторые краски особенно красиво звучат именно в прозрачном слое, сквозь который просвечивает белый холст. Например, краплак розовый самые насыщенные и яркие оттенки позволяет получить именно так.
3. В первом слое стремимся найти основные цветовые и тоновые отношения. На этом этапе цветовые пятна выглядят обобщёнными и упрощёнными, развивать и усложнять цвет, а также уточнять рисунок можно потом.
3. В первом слое стремимся найти основные цветовые и тоновые отношения. На этом этапе цветовые пятна выглядят обобщёнными и упрощёнными, развивать и усложнять цвет, а также уточнять рисунок можно потом.
4. Когда первый слой немного подсохнет - можно писать дальше. Для межслойной обработки используется ретушный лак - с ним краски не жухнут и лучше ложатся на холст. Пишут прямо по свежему лаку - мазки получаются подвижными и пластичными, цветовые переходы плавными. Если в первом слое работа ведётся преимущественно без белил - то теперь подбираем оттенки в полную силу, уточняем цветовые отношения.
4. Когда первый слой немного подсохнет - можно писать дальше. Для межслойной обработки используется ретушный лак - с ним краски не жухнут и лучше ложатся на холст. Пишут прямо по свежему лаку - мазки получаются подвижными и пластичными, цветовые переходы плавными. Если в первом слое работа ведётся преимущественно без белил - то теперь подбираем оттенки в полную силу, уточняем цветовые отношения.
5. Цветовые закономерности в этом сюжете выглядят следующим образом: наиболее насыщенный розовый цвет таится в глубине цветка - там постараемся сохранить участки незаписанного подмалёвка. В теневой части насыщенность цвета падает, там наблюдаем коричневые тона, даже слегка зеленоватые - во-первых, листья в тенях дают зеленоватые рефлексы, а во-вторых, это происходит в силу цветового контраста. Рядом с насыщенными розовыми пятнами все менее насыщенные тона приобретают оттенки противоположного цвета, Для красного это зелёный. Если, рисуя розовые цветы, постараться найти в них зеленоватые оттенки - изображение окажется более живописным) Похожая вещь происходит с фоном - нейтральный бежевый фон становится по соседству с яркими пионами зеленоватым.
5. Цветовые закономерности в этом сюжете выглядят следующим образом: наиболее насыщенный розовый цвет таится в глубине цветка - там постараемся сохранить участки незаписанного подмалёвка. В теневой части насыщенность цвета падает, там наблюдаем коричневые тона, даже слегка зеленоватые - во-первых, листья в тенях дают зеленоватые рефлексы, а во-вторых, это происходит в силу цветового контраста. Рядом с насыщенными розовыми пятнами все менее насыщенные тона приобретают оттенки противоположного цвета, Для красного это зелёный. Если, рисуя розовые цветы, постараться найти в них зеленоватые оттенки - изображение окажется более живописным) Похожая вещь происходит с фоном - нейтральный бежевый фон становится по соседству с яркими пионами зеленоватым.
6. Пионы - цветы сложной конструкции. Однако, изучая игру освещения на лепестках, стоит держать в уме его "большую форму", которая напоминает полусферу, и следить за тем, как она поворачивается из света в тень. Освещённая часть цветка будет в целом светлее, чем теневая. Лепестки на свету не имеют тёмных теней, их форма моделируется голубоватыми полутонами. Самые яркие света, которые мы воспринимаем как белые, наносим, добавив в белила жёлтую краску - иначе они приобретут неприятный холодный оттенок.
6. Пионы - цветы сложной конструкции. Однако, изучая игру освещения на лепестках, стоит держать в уме его "большую форму", которая напоминает полусферу, и следить за тем, как она поворачивается из света в тень. Освещённая часть цветка будет в целом светлее, чем теневая. Лепестки на свету не имеют тёмных теней, их форма моделируется голубоватыми полутонами. Самые яркие света, которые мы воспринимаем как белые, наносим, добавив в белила жёлтую краску - иначе они приобретут неприятный холодный оттенок.
7. Помимо цветовых отношений, внимательно изучаем характер касаний цветовых пятен. Касания должны быть разнообразными - например, на левом цветке хорошо видно, что края освещённых лепестков очерчены контрастно и жёстко, тогда как теневая часть растворяется и сливается с фоном.
7. Помимо цветовых отношений, внимательно изучаем характер касаний цветовых пятен. Касания должны быть разнообразными - например, на левом цветке хорошо видно, что края освещённых лепестков очерчены контрастно и жёстко, тогда как теневая часть растворяется и сливается с фоном.
8. Постепенно добавляются детали и подробности)
8. Постепенно добавляются детали и подробности)
9. У каждого листика и у каждого лепестка один край будет более чётким, другой - более мягким и размытым.
9. У каждого листика и у каждого лепестка один край будет более чётким, другой - более мягким и размытым.
10. Для того, чтобы наши цветы погрузились в воздушную среду, надо увидеть и передать, как цветовые эффекты выходят за очертания предметов. Световые лучи отражаются от поверхности лепестков и мерцают в атмосфере чистыми и нежными оттенками розового, рядом с которыми в силу закона контраста появляются светлые изумрудные тона. Несколько энергичных мазков мастихином помогут завершить композицию.
10. Для того, чтобы наши цветы погрузились в воздушную среду, надо увидеть и передать, как цветовые эффекты выходят за очертания предметов. Световые лучи отражаются от поверхности лепестков и мерцают в атмосфере чистыми и нежными оттенками розового, рядом с которыми в силу закона контраста появляются светлые изумрудные тона. Несколько энергичных мазков мастихином помогут завершить композицию.

Подробнее насчёт художественных материалов и техники живописи можно посмотреть здесь:

А здесь ещё поэтапно картины с пионами: