Найти тему
Исторические напёрстки

Размышления о «русском роке» и милых пацифистах от культуры…

Оглавление

Начну с вопроса Читателя: автор, ваше отношение к скандалу с группой «Би-2» в Омске? Ответ будет короткий, если личная точка зрения интересует. Брезгливо отношусь к этому… недоразумению. Кто не в курсе, речь идёт о популярной рок-группе, которая 29 апреля отказалась выступать в сибирском городе из-за баннера с буквой «Z» над сценой. История мутная, но организаторы, музыканты и народец... схлестнулись в обсуждении вопросов патриотизма и позиций творческих людей.

Итак, музыкальный коллектив с австралийско-израильскими паспортами тайно и ночью, не согласовывая деяние, завесил баннер «Zа Президента!» чёрным траурным полотном. Якобы он мешал… звуку, свету и антуражу оформления сцены под выступление. Как чёрные тряпки могут помочь концертному звуку и свету… никто не знает. Причём сначала группа сообщила: баннер не предусмотрен «договором о рекламе».

Народец ныне нервный стал, высказался соответствующим матерным образом. Дело дошло аж до Чрезвычайного и Полномочного посла, главы департамента информации МИД РФ Марии Захаровой. Она заступилась за музыкантов, побрезговавших выступать рядом с «Zа Президента»:

«Вся эта история вокруг «Би-2» – казус исполнителя, уверена. Так бывает: все хотят, как лучше, а не получается даже хорошо. Ни идеологии, ни политики там нет и близко. Не уподобляйтесь странам Запада с их «культурой отмены» и вообще, нужно любить друг друга».

Нужно, Мария Владимировна. «Би2» способами тоже, нашим и вашим? Но народ ждёт других ответов, простых и понятных. Не от Вас, уважаемый глас российской дипломатии. Народу не нравится, когда их кровно заработанные деньги (рубли) считаются музыкантами «нечистыми», они отказываются выступать. Поскольку распродали билеты на свои грядущие концерты в Киеве, Львове и Риге на 100%. А фото выступления на символе «Z» может закончиться там печально, вплоть до стрельбы и уголовных сроков. Любить друг друга надо, только здесь... просто деньги.

Русского рока нет…

Теперь отвлечёмся от события, долой политику сегодняшнего момента. Лично команду считаю чем угодно, только не рокерами. Пусть меня забросает тухлыми помидорами модератор канала Натаха, разудалая наша кампания подле казана… но после «Полковнику никто не пишет…» мысленно-эстетически долго… тошнился. Когда какафонией и кошачьим мартовским воем испортили любимый фильм «Брат» с Бодровым. Что такое настоящий рок-н-ролл (не танец), ваш покорный слуга прекрасно осведомлён, с 14-ти годков слушал. Немного понимая явление.

Первый признак такого авторского утверждения кроется в «культе мёртвых», субкультура вращается вокруг имен Цоя, Летова, Кормильцева и т.д. Можно спорить о вкладе в рок-искусство данных людей, но именно они заложили основы русского рока, дали возможность развиваться дальше. С них всё началось, на них же и закончилось, дальше пошла… сплошная деградация. А попытки этот единственный и безальтернативный эталон пытаться развить… заканчивается (здрасьте вам через окно, «Слот» и «Звери») осквернением памяти умерших музыкантов.

(Иллюстрации из открытых источников)
(Иллюстрации из открытых источников)

Рок-культура живёт по другим законам, она находилась с 60-х годов прошлого века в постоянном развитии и трансформации. Русский же рок просто подвергся разложению. Дело не в умерших. А в попытках наших «столпов» вернуться в 90-е, на прежнюю вершину славы. Прошлым живут, хитами 20-30-летней давности. Не написав с той поры новых песен, покоривших миллионы. Седые усталые люди чешут по всей стране для поседевших фанатов одни и те же пластинки прошлого века.

Русский рок развалил советский авторитаризм? Полноте, товарищи… Может быть, замысел был какое-то время таким, только вот закончилось фарсом. Когда культовые персонажи вроде Цоя и Летова упали со своих пьедесталов социально значимых песен… в дворовый «блатняк» на трёх аккордах, предмет гордости доморощенных любителей-гитаристов.

Это не рок, не любовь к нему. Но самым пошлым явлением, после которого ваш покорный слуга перестал вообще слушать русский рок, — стал 1996-й, когда абсолютно все рокеры отработали ельцинскую кампанию «Голосуй, или проиграешь» за огромные денежки. Замарались грязной политикой все: «Алиса» и Бутусов, «Агата Кристи» и «Чайф». Зная о традициях рока с его аполитичностью — именно тогда начал слушать блюз и фолк...

Русский рок стал второразрядной индустрией в рамках капитализма, жестоко подавив любые представления о чистой и правдивой музыке для свободной молодёжи. Никакого социального протеста, в уши началось литься нечто непонятное… «Би-2», «Сплин», Земфира и так далее, ещё больше скатываясь в подражания старым западным образцам. Ничего предосудительного нет даже в том, что Цой и Летов безжалостно воровали идеи, мелодии и порой тексты у зарубежных групп.

Вся история развития рок-музыки строилась на попытках воспроизвести своих кумиров, либо делать всё наоборот. Этот цикл, как вся цивилизация. Поэтому рок прогрессировал и собирал огромные стадионы долгие 50 лет, словно зеркало отражал жизнь западного общества. Протест против чужой для Америки вьетнамской войны, отрицание философии хиппи, революция панк-рока, унылая депрессия гранжа… вплоть до наркотической психоделики. Борьба идей и направлений.

Но все эти течения, их прогресс и упадок… не нашли преемственности в русском роке. Он появился поздно, чтобы подхватывать веяния, изменения в обществе. Сразу начал заявлять о некой «самобытности», нежелании признавать тесную связь с чужой цивилизацией. Типа… это недостойно русского духа. В итоге, ничего нового для жанра в таком отрицании сделать не получилось, доморощенные рокеры не стали популярны в мире. Как ни старались писать на английском — провал.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Так ведь это здорово, скажут поклонники и фанаты… Русский рок прекрасен текстами, непревзойдённой поэтической лирикой. Бред и неправда. Что-то не видно, как русский рок продолжает традиции русской литературы. Не способен в принципе, поскольку растёт не ввысь, а кривовато вбок, опускаясь иногда до уровня дешевого зрелища. А бессмысленные тексты Земфиры, «Ногу свело», «Кукрыниксов», «Смысловых галлюцинаций», даже «Чайфа»… на другом фланге смыкаются с забористой [censored] Гребенщикова.

Не стихи под ненастроенные гитары, не персонажи, которым медведь оттоптал не только уши … настоящий рок. Это виртуозное владение инструментами и вокалом, грандиозные шоу для стадионов, ритмы и мелодии, не отпускающие годами. Для вашего покорного слуги рок — Сантана, Клэптон, Блекмор, AC/DC, Metallica, десятки других профессионалов. Именно профессионалов. Не фриков и шутов, чтецов-декламаторов под незатейливое музыкальное сопровождение.

Весь «русский рок» с первого дня своего появления — это про политику. Протест социальный, гражданский, антигосударственный. Когда на каждое важное событие обязательно и наперегонки нужно высказаться. Тексты пишут пронзительные, смысловое аллегорически закладывают русские рокеры? Давно не вслушиваюсь. Тексты предпочитаю в книжках читать, да Высоцкого порой слушать. Вот где настоящие смыслы.

Сегодня наступили особые времена. Когда «за всё хорошее, против всего плохого» порой звучит неуместно для миллионов граждан нашей страны. Вернёмся к несчастным «Би-2». Что вас удивляет? Всё с коллективом стало понятно в 2014-м, когда товарищи запретили Юле Чичериной петь «Мой рок-н-ролл», намекнув на авторские права. Знаете почему? Героическая Юлька начала ездить на Донбасс, петь для «неправильных людей». Для чумазых шахтёров и окровавленных ополченцев. Вот что такое «Би-2».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Поэтому, удивительна сегодняшняя патриотическая кампания против Лёвы и Шуры. Отстаньте от людей, музыканты «просто хотят петь песни, смело заявив, что они против ужасной войны». В Северодвинске, Омске, Киеве, Львове, Риге. Два гонорара — всегда два гонорара. У товарищей богатая кредитная история, начиная от скрытой поддержки госпереворота в Белоруссии в 2020-м — до увольнений звукорежиссера и мастера по свету за поддержку времени «Z» в социальных сетях.

Странные люди. Не нравится чем-то латинская буква, корёжит от отношения к символике народа сегодня… покиньте «русский Мордор». Собирайте залы в Жмеринке и Бердичеве, будьте последовательны в собственных взглядах и убеждениях. Так, кажется, работает чувство собственного достоинства и принципы гражданской позиции. Разместить пятую точку на два стула всегда заканчивалось… конфузом.

Кирзовое разумение вашего покорного слуги таково: хватит патриотических истерик и осуждений в Интернете. Хотите эффективно бороться с «пацифистами» — требуйте от местных властей в своих городах размещать антинацистскую символику Спецоперации на всех выступлениях «популярных артистов». Сбором подписей в Интернете, открытыми письмами в департаменты культуры муниципалитета.

Вон… город-герой Минск начал борьбу с рэпером Бастой, решившим срубить там немного рублишек в июне месяце. Белорусы прекрасно помнят его открытую поддержку государственного переворота в 2020-м, теперь чтеца слов встретят плакаты с Батькой, вооружённого автоматом. Бизнесмены обещают завесить ими площадку сверху донизу. Большое подозрение… концертик вряд ли состоится. Вот что такое борьба. Тысячи подписей и всё, народный Минск высказался определённо и понятно.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ничего зазорного не вижу в практике (сейчас закидают тухлыми помидорами) … концертной цензуры. Москонцерт 2.0. Через сито которого не пролез бы дешёвый лабух, чтец-декламатор под отвратительный аккомпанемент или матерный пошляк. Перед широкой публикой имеет право выступать… действительно умеющий в музыке, проходящий «культурно-интеллектуальный» и профессиональный стандарт, который нетрудно разработать для рэпа и рока в том числе.

Сегодняшний коллективный «Би-2» — только про деньги, ничего больше. С какой стати кто-то из нас должен думать про мошну Лёвы и Шуры, Макаревича, Гребенщикова, Земфиры, прочих прекраснодушных или испуганных столпов рок и поп-культуры. Где и как будут на хрустящий багет и плошку черной икры зарабатывать? Не наше дело.

Все их якобы заслуги перед мировым роком — продукт давно минувших лет, продюсеров, кривых рейтингов радиостанций, чартов, топов, хит-парадов, через который не продраться настоящему таланту, если не принадлежишь «тусовке». Сколько таких мы видели в «Голосе», взрослом и детском. Где эти порой чудесные и глубокие голоса, яркие личности? Не ко двору пришлись… мешают чесать старьё давно ушедшей эпохи.

Опять же… вспомним профессионалов рока, бегущих от вопросов политики, как из чумного барака в пожар. Даже формула принята, кодекс чести и поведения: наше дело весёлое, рок-н-ролл во всём мире! Кто из мировых величин посмеет выступить по обе стороны гражданского вооружённого противостояния, желая угодить всем и сшибить денежку? Никто и никогда, моветон. Настоящий рок-н-ролл против любой войны…

Русский рок всегда был неким китчем со времён перестройки. Когда вдруг… словно выпустили из ГУЛАГа толпы патлатых людей, а на вопрос: «ребята… а чего вы так убого играете», звучал гениальный ответ: «для нас не музыка главное, а позиция». Тут-то ваш покорный слуга устал от «мы ждём перемен», с русским роком завязал накрепко, лишь изредка выковыривая из бездонной бочки какофонии, криков, хрипов и нестройного шума действительно хорошие вещицы. По одной в год.

Позиция… Интересно посмотреть на такую постановку вопроса западному настоящему рокеру, пишущему песни не по зову души, а дабы угодить модной политической идее. Или переобуться в воздухе, пытаясь обмануть аудиторию. Хохотал в голос… когда отрекшийся от всего Гребенщиков создал новую группу, чтобы бормотать запутанные мантры под другой вывеской. Название другое, репертуар и участники бэнда прежние. В чём фишка? Сусанинские тропы в попытке сшибить ещё денежки. И всё.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В этом весь «русский рок». Если за бугром рокер уходит со сцены… то уходит. На покой, с большой сцены в небольшие клубы. Вернуться через много лет в старую громкую группу? Да, случается, собираются. Но чтобы перелицевать полное старьё под видом новой одёжки — это моветон и позорище. И оправданиями: вы не понимаете, «это другое».

Какое другое? Хорошо сказал ещё один уставший от русского рока современник: хотелось звучать как Led Zeppelin, но поскольку играть не научились, просто перевели на электрогитары мотив «Увезу тебя я в тундру». Назвали это русским роком. С полной уверенностью, что наличие электрогитары и ударной установки делает некую личность рок-музыкантом, переняв от западных коллег только один маркер субкультуры — уметь много пить, позабыв «про уметь играть и петь».

Спорить бессмысленно и деструктивно, личных наблюдений набрался выше панамки. Достаточно приехать на «Нашествие». А потом на рок-фестиваль за кордоном, оценить уровень владения инструментами и качеством исполнения. Господин Макаревич полсотни лет топчет сцену, постоянно «низит вокал», не научившись владеть голосом. Лютый нестрой звучит на концертах… по барабану. Главное иметь гиперактивную политическую позицию. Как в идеологическом комитете ВЛКСМ.

«Би-2» в Омске… Как они объяснились уже третий раз — не в курсе, даже не стал открывать ссылки. Но по законам жанра должен быть «нарушен антураж концертной концепции оформления», пульт закоротил, свет некачественный, ударник перенервничал, чёрный драп помогает музыкальным флюидам… И, как обычно — журналисты и ура-патриоты их «неправильно поняли». Ведь так всегда схема работает? А у других, как у основателя группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова, другое мнение:

«Сейчас несколько другие времена. Хочешь… не хочешь, а выбор делать придётся. Любые поступки, подобные снять баннер «Z», тем более что-то нелепое объяснить после этого… должны закончиться некой позицией. Иначе всё выглядит увиливанием. Особенно на фоне предшествующих событию странных вещей в команде. Люди должны понимать происходящее, без двух стульев…».

Правильная позиция. Честная. В России не запрещают артистов, музыкантов, спортсменов, общественных деятелей, если те не поклялись на крови: некая страна должна быть обязательно денацифицирована и демилитаризирована. У них не арестовали банковские счета, не отобрали недвижимость, ни единого дискриминирующего телодвижения не совершили. А к молчащим относятся спокойно, это тоже позиция.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Мы цивилизованные люди, в отличие от оголтелого русофобского Запада. Позволяем молодым литовским режиссёрам в самом центре Москвы ставить спектакли о Третьем Рейхе, как там жили после 1945-го года скучающие по Гитлеру обыватели-нацисты. Под красивую классическую музыку, рассуждения о правоте дела фюрера. На государственные деньги, в казённом учреждении. Такой вот понимающий русский народ.

Выводы…

Как стоит работать с подобными вещами? Бороться с провокациями прекраснодушных миротворцев по закону. Официальными обращениями государевых людей от общественно-политических структур и партий. Депутатскими запросами в органы: нет ли в действиях и высказываниях (публикациях) деятелей культуры признаков статьи «государственная измена», антигосударственных деяний. Если запроса нет… дела не будет. А если есть — пусть народу растолкуют, как сие трактуется. На бумажке ответьте. Чтобы общество понимало ситуацию.

Можно бесконечно увещевать: артист должен быть патриотом. Если он здесь живёт, работает и желает получить гонорар с российского зрителя, у которого к антинацистской символике появилось собственное отношение и 80% одобрения политики Президента. Идёшь против народной воли публично или лукавыми поступками — соответственно, поддерживаешь неонацизм, который искореняет специальная военная операция. Так работает народная логика. Не желаешь понимать… гитару в чулан или езжай за кордон чёс устраивать. За умного сойдёшь…

-8
Исторические напёрстки

#русский рок #би-2 #патриотизм #спецоперация на украине #время z #рок-культура #политика #русофобия #русская культура #пацифизм