– Какое странное место для памятника, здесь ведь никто не ходит, – всякий раз говорила мама, когда мы проезжали на электричке мимо этого небольшого обелиска.
– Зато сколько народу ездит! – отвечала я.
Тогда, в детстве, мне, конечно, не было дела до какой-то неизвестной могилы за окном поезда. Тем более, что в наших краях воинские захоронения есть в каждой деревне: в 1943-44 годах под Витебском девять месяцев стоял фронт. По сей день – спустя почти 80 лет! – в этих местах находят останки погибших, устанавливают имена тех, кто покоится в братских могилах.
Так уж вышло, что по работе мне случилось узнать историю этого маленького и малоизвестного воинского захоронения. Тогда мы в редакции готовили материалы к очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне.
… 23 июня 1944 года здесь, на 572 километре железной дороги Орел-Рига, в трех километрах от Шумилино, расстреляли двух солдат-разведчиков. Парни погибли в первый день операции «Багратион». Скорее всего, неудачно десантировались и сразу попали в руки врага.
В тот день началось большое наступление и Шумилино стало первым населенным пунктом, который освободили от немецко-фашистских захватчиков во время операции «Багратион». Тела разведчиков нашли местные девушки Ира и Надя. Одной было 16, второй – 22 года.
Девчонки понимали, что вдвоем им не под силу похоронить солдат и позвали на помощь знакомых. Захар и Анатолий, оба тогда работали на железной дороге, выкопали могилу… Вчетвером они похоронили погибших, документов при них не нашли. Это были совсем молодые парни.
9 мая 1945 года эта же четверка посадила у могилы две березы. Чуть позже они же установили простой обелиск.
… Всю жизнь Надежда и Ирина ухаживали за могилой. Они обе стали учительницами, преподавали в местной школе. Надежда умерла в 1972 году, но память о безымянных солдатах хранили ее родственники. Сестра с мужем ежегодно посещали захоронение, сажали там цветы.
Ирины не стало в 1984-м. Ее сменили сыновья Николай и Михаил. Через неделю после смерти мамы Николай пошел в районный комитет ДОСААФ и рассказал о могиле неизвестных солдат, о тайне двух берез. Захоронение зарегистрировали, благоустроили вокруг него территорию. Сыновья Ирины привезли для памятника три валуна, установили ограду…
С 1984-го над могилой взяли шефство рабочие железной дороги, ветераны Великой Отечественной войны. На памятнике появилась звезда из нержавеющей стали и надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто. Двое неизвестных солдат. Они погибли в бою за честь, свободу и независимость нашей Родины 23 июня 1944 года».
В новом веке изменились правила содержания железнодорожного полотна и две березы, увы, спилили. Сейчас за обелиском ухаживают местные школьники. А Витебское отделение Белорусской железной дороги установило у могилы двух неизвестных советских солдат звуковой знак. Машинисты тепловозов всегда подают звуковой сигнал при приближении к могиле.
В Витебской области много лет идет поисково-исследовательская программа «Не было безымянных солдат». Но имена этих двух погибших, как и сотен тысяч других, отдавших жизнь за освобождение белорусской земли, до сих пор не установлены.
Кто-то из школьников написал о могиле разведчиков такие строчки:
Со всех сторон ведут тропинки
К солдатам, спящим у берез.
Их двое здесь – сынов Отчизны,
Гудок дает им тепловоз.
Дают здесь молча люди клятву
На верность родине своей,
Идут сюда, чтоб стать сильней.
Склоняют головы солдатки.
Спешит сюда седая мать –
Обнять родимые березки,
В душе «соколики» сказать.
P. S. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал