Всем Доброго Аудиофильского!
Первым делом скажу как идут дела с нашим проектом Шарообразных Систем.
На текущий момент я пошалил. И позволил себе вчера устроить выходной. Как никак Суббота. Но сегодня работы будут вестись. Сейчас печатаю эту статью, и следом за ней сажусь за моделинг.
В данный момент утверждено, что динамики будут Дигма со слышимым басом от 120 Гц. Так же утверждено, что будут шары, и насадки на них кубической, папаллелепиедной(прямоугльной), и вероятно, трапецевидной формы(про трапеции разговор в следующей публикации). Для экспериментов по оценке звучания.
Так же утверждена форма усилителя. Это будет катушечный магнитофон Нота 203. Правая катушка которого будет регулятором громкости, а левая регулятором уровня подмешивания к звуку смещеного на одну октаву вверх Басового Панча. Чтобы динамики его отрабатывали, невзирая на ограниченные частотные возможности. Так лучше, чем когда его вообще нет.
В усилителе будет реализован режим Моно, с возможностью включения только одной колонки. Для оперативного переключения на шар или другую форму. Чтобы сравнивать впритык.
А может и слепой тест друзьям устраивать.
В данный момент нам нужно утвердить еще один важный технический вопрос.
С одной стороны есть модуль в Классе Д, что не плохо звучит, и при этом дает 3 ватта на канал, и питание от ЮСБ. Это очень удобно я вам скажу. От любого Пауэр Банка шпарит аппарат.
А может и от батареек.
Другой вариант, Класс Д на 15 ватт. Но уже требует 12 Вольт питания. Может работать в машине, но вот дома уже требует как минимум автомобильный бустер покупать. Они сейчас продвинутые. Могут и машину заводить, и ноутбук питать. Удобные штуки. Но ценник дороже. А уж заряжать его - это вообще отдельный разговор.
Третий вариант, тоже от 12 Вольт. Но в Классе АБ. Аналоговый.
И тут интрига. Обычно Класс АБ есть у всех и так. А вот Класс Д ведь тоже хочется послушать. Так ли он плох как его малюют? На самом деле он весьма не плох нынче. Правда есть небольшие трудности с реверберрациями. Он их слегка поджимает в звуке. Но вот по части АЧХ и прочей динамики звучания - очень даже хорошая штука я вам скажу.
Но как говорится голосовать вам!
Я лично за первый вариант. Питание удобнее.
***
Ну а сейчас к теме статьи.
Часто люди спрашивают, как звучит разный уровень детонации. А инженеры, что антиаудиофилы так и вовсе спрашивают, могу ли я отличить оные на слух?
Хотя в их учебниках про детонацию ни слова. Но они умеют экстраполировать истории про слепые тесты, на другие технические факты я смотрю. Талант!!! Хоть это могут!
А вот когда надо соседнюю главу из учебника на соседнюю главу из этого же учебника натянуть - вот это проблема.
Ну да ладно. Сегодня у нас день солидарности трудящихся. Сегодня надо быть терпимым к конфликтным коллегам. Не понимает он основы конструктива, не может мозгами раскинуть - ну так подскажем. Поддержим. Главное, чтобы словами типа Бред, и Полосатая Кобыла не ругался.
Итак.
Сегодня я подобрал 4 вертушки. Они примерно одинаково звучат. Максимально нейтрально. Как по АЧХ, так и по гармоническим косякам тонармов.
Но вот детонация у них разная. И вот ее-то и обсудим.
Слушать будем во чего.
фото отсюда https://www.discogs.com/ru/release/10707290-Simone-Kopmajer-Nothings-Gonna-Change/image/SW1hZ2U6Mjk5NjcxMjI=
фото отсюда https://www.discogs.com/ru/release/10707290-Simone-Kopmajer-Nothings-Gonna-Change/image/SW1hZ2U6Mjk5NjcxMjI=
Пластинка 2014го года.
Запись в 24 бит 96 кГц. Но запись делали качественно. Сводил Аудиофильский Звукорежиссер.
Слушать будем одноименный трек. Он тут первым номером.
Надо сказать, что вокалистка у нас профи. С очень хорошим умением контролировать вокал как по динамике, так и по времени, так и по музыкальной чуйке.
Считай Сюткин медлячки поет. Или Антонов. Я ее по вокальному мастерству на один с ними уровень ставлю.
Но тут еще и звукорежиссер поработал. А еще у тетеньки фирменые штучки в вокальной интерпретации партитуры.
В общем, чтобы ее правильно слышать, нужно еще иметь некоторую наслушенность в голове. А иначе не понять, с чем дело имеем.
В общем перед нами профи. Которая вытворяет такое, что мурашки пробирают.
***
Ну а теперь представляю вертушки.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/el_ef/el_proigr_s_elek/feniks_ep008s.html
На данном аппарате детонация 0.07%.
И тут у нас все выше описанное хорошо слышно.
И микродинамику на ВЧ, со всеми микрошебуршаниями. Причем надо сказать, они тут весьма подробные, невзирая на исходные 96 кГц дискретизации.
Тут же отлично слышны все переходы вокала, и все хитрые реверберрации наложенные звукорежиссером.
Вслушайтесь в них на втором припеве. Там наиболее хорошо слышно, что они разной длинны на разных словах. На разных моментах нажима на ноты.
Вслушайтесь как она изысканно затягивает звук на слове Change и как в этот момент реверберрация его усиливает.
Как она объединяет в одно слово сочетание by now
И как она на пониженных интонациях заканичвает эту строчку фразой how much I love you
И как следом на фразе The world may change my whole life through на слове Change совсем другая работа со звуком и совсем другой шлейф ревебрерации...
А теперь внимательно внимательно ловите все интонациионные переходы на нежность подачи вокала во фразе But nothing's gonna change my love for you
Отмечайте их для себя. Заметьте как изысканно с понижением она тянет концовку фразы. Которая весьма изысканно проработана аккуратным теремоло, которое вызывает ощущение некоторой утонченной реверберрации.
По сути я сейчас акцентировал вам все фишки, что при росте детонации будут ощутимо меняться.
2. Вега 110
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/el_ef/el_proigr_s_elek/wega_ep110s.html
Здесь у нас 0.15 детонации. Но она мягкая.
Т.е. у нее плавное замедление, и плавное нарастание скорости.
Это приводит к некоторому смазу микроподвижности на СЧ.
При вполне себе бодром басе, и детальном верхе. Но вот на СЧ у вас уже не некоторых фразах начнет пропадать воздушность звучания.
Некоторые микродинамические переходы на выдохах у данной тетеньки уже станут едва заметными. Хотя на цифре, вы сейчас отчетливо слышите, как некоторые звуки она нежно выдыхает.
Так вот тут поток воздуха уже будет в ассинхроне с голосом. Он же на другой частоте. А детонационный отклик как раз и преиведет к расфазировке данных частот.
И выдох будет уже отдельно от голоса, и с ним не связян. А потому он потеряется.
3. Арктур 006.
фото отюсда http://rw6ase.narod.ru/el_ef/elekrofony_pp_set/arktur006s.html
Тут даже картридж как в Веге, тут даже тонарм в целом со схожими параметрами.
Забыл договориться, что мы сейчас априори сравниваем только детонацию. Картриджи на всех аппаратах одинаковые, умышленно замененные, и корректор, усилитель и колонки тоже.
Разные только столы, и типы привода.
В данном случае у нас численно детонация 0.1% и она вроде бы ниже, чем у Веги.
Но она тут резкая. Импульсная. Это как если по светофорам через Москву ехать. Вега тормозит плавно, и ускоряется плавно. Словно светофор и не светофор. А Арктур в этом плане гонщик. Глаз в пол на зеленый, тормоз в пол на красный.
А потому тут вокал обретет выраженную статичность. А реверберрации изысканно выверенные или обсыпятся или в уши полезут.
Выдох тут как ни странно сохранится. А вот финальное тремоло превратится в до жжути статичное вибрато. Без малейшего намека на уточненную эмоциональную выверенность в подаче.
Да и тарелки приобретут некоторый статичный окрас. А бас статичную плотность.
4. Корвет 048
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/el_ef/elekrofony_pp_set/korwet248s.html
Тут у нас 0.18 по детонации. Я изначально планировал взять Каравеллу 203 с детонацией в 0.2. У нее и колонки трапецевидные. Но о ней в другой публикации.
Все равно картридж менять.И корректор свой ставить для данного сравнения.
Но я тут уже быстро. Тут все будет просто. На данной тетеньке вы вообще не услышите всех еге вокальных выверенностей. Вы не сможете их оценить.
Они сотрутся и потеряются. Я не буду называть имен некоторых Джазовых певиц, которые имеют вокальную технику на троечку с плюсом. Но при детонации в 0.2% вокальная техника нашей сегодняшней особы из 5+ скатится до этих же 3+ и вы не сможете отличить их навык пения.
Вы их будете отличать только по тембру голоса.
А на детонации 0.3% наша сегодняшняя особа еще и местами косячить начнет сильнее, той, что никакой такой выверенности в вокальной технике не имеет. Просто потому, что наш утонченый выдох превратится в громкий вздох который будет значительно громче голоса. А особа на 3+ такие выдохи и делать не пытается изначально.
***
Ну вот как-то так. Теперь вы имеете представление о том, что вторит детонация с Вокалом Хороших Вокалисток.
И почему она должна быть не выше 0.08%. Просто потому, что такие вокальные переходы критически требовательны к равномерности работы тракта. Иначе они теряются.
Спасибо, что дочитали!
П.С. Отдельная благодарность подписчику, что натолкнул меня на идею расписасть данную тему более подробно.
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье