Найти тему
Психология и тексты

Основное о символдраме

Символдрама – психоаналитическое направление. Его создатель – немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер. Оттолкнувшись от архетипов Юнга, он предположил, что воображаемый образ, если он архетипичен, будет вызывать сильные чувства. С помощью этих чувств можно проработать бессознательные конфликты личности.

Основная идея символдрамы – мотив. Мотив – это специальный образ, выразительную силу которого можно использовать для решения определенных психических, и как следствие, жизненных задач.

Лёйнер исследовал разные архетипические образы и вывел некоторое количество значимых мотивов.

Так например, мотив Луг связан с оральной проблематикой 1 года жизни – т.е. как мама кормила/не кормила грудью. Во взрослом состоянии эта проблематика, если она осталась в психике нерешенной, проявляется зависимостями от алкоголя и никотина, компульсивным перееданием, отсутствием чувства безопасности, нехваткой энергии и т.д.

В символдраме работа идет по 3-м направлениям:

- проработка внутренних конфликтов
- удовлетворение базовых потребностей
- раскрытие творческого и личностного потенциала

Работа выглядит так. Психолог просит клиента представить образ (тот мотив, который предположительно связан с проблемой). Клиент проговаривает, что происходит с образом в его воображении, а психолог сопровождает.

В ходе сеанса могут возникать очень сильные переживания, как телесные, так и эмоциональные. Это как сновидение наяву.

Важно, что в символдраме конкретные значения за мотивами не закреплены. Этот подход полон уважения к бессознательному.

Ключевым являются чувства клиента, которые возникают в связи с теми или иными символами.

Работа начинается с прогулок по воображаемому ландшафту (по лугу, как можно догадаться).

Для большинства людей этим затрагиваются определенные переживания. Они могут быть радостными и счастливыми. Но также могут всплыть негативные чувства.

Любой предложенный мотив актуализирует определенный спектр переживаний. Представить образ – значит оказаться затронутым его символическим содержанием.

Часть мотивов задумывалась очень широко. Это сцена, на которой могут разыгрываться различные внутриличностные конфликты. Другие мотивы более узкие.

Тот же Луг позволяет глубоко затронуть психику, но избежать сильных тенденций с высоким напряжением: конфликтного материала, архаичных страхов. В начале работы неполезно передозировать аффективный материал. Справляться с ним должны быть готовы и клиент, и терапевт.

Стандартные мотивы символдрамы разделены по 3-м ступеням. Самые доступные – мотивы 1й ступени. Они расположены как бы на поверхности образного сознания и являются щадящими. Это 5 простых, хорошо понятных и легко интегрируемых образов:

1. Луг
2. Ручей
3. Гора
4. Дом
5. Опушка леса

  • Мотив Луг

Луг отражает настроение клиента, которое плюс-минус осознается. От сеанса к сеансу образ луга может меняться и сопровождаться новыми деталями. Постепенно клиент может начать воспринимать изменение своего внутреннего настроения через этот образ.

Легче всего фактор настроения угадывается в погоде – солнце или дождь, зима или лето. В здоровой психике ожидается образ приветливого, ласкового, залитого летним солнечным светом луга, с обилием трав и цветов. Его атмосфера светлая и радостная. Такой Луг – выражение добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного и лишенного соперничества, заманчивого, представляющего плодородие материнского мира.

Психические нарушения могут выражаться так: Луг обглодан, иссушен солнцем, совсем маленький или стеснен колючей проволокой (как вариант: строго разделен на части), или его окружает строгий геометрический участок леса.

В особых случаях образ Луга может не иметь видимых нарушений, но в этом проявляется не психическое здоровье, а умение скрывать конфликты и внутренние психические проблемы, сильно их вытеснять.

Работа с мотивом Луга – это не только диагностика психических проблем, но и их психотерапия. Клиенту предлагается сделать на лугу то, что ему хочется. Может появиться желание погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности. Психолог транслирует разрешительную позицию и, если нужно, ведет клиента по воображаемым образам. Цель в том, чтобы исчерпать мотив в плане восприятия, вплоть до всех подробностей, прояснить все связанные с ним настроения.

Метод работает через внимание. Можно удерживать внимание на фактических деталях, сопровождающих образ, интерпретировать их. Можно – на эмоциональной составляющей (какие чувства).

Созерцательность помогает усилению впечатлений. Но это при условии, что в плане рассмотрения не находятся явно негативные моменты, депрессивные или вызывающие сильный страх.

-2
  • Мотив Ручей

Ручей – это текущая вода, которая из источника устремляется в сторону моря и вливается в него. В символдраме его считают выражением текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии.

С другой стороны, вода – проекция жизненной силы. Наши представления о плодородном ландшафте включают в себя воду – скорее всего, там будет река, озеро, пруд.

После того как клиент представил и описал Ручей, терапевт предлагает ему выбрать – пойти вверх по течению или вниз по течению, и выбрать, какое расстояние пройти. Интересно, что обычно путь вверх по течению оказывается легче, чем вниз.

Для здоровой психики характерно, что человеку не трудно выбрать, куда идти, и не трудно идти.

Он расскажет, как Ручей становится шире и шире, как он протекает через различные ландшафты с меняющимися декорациями, появляются деревни и города, а потом, может быть, он впадает в большую реку. Следуя дальше по его течению, в конце концов можно прийти к месту его впадения в море. И тогда море будет новым мотивом.

Признаками нарушений считаются недостаточное развертывание образа источника и сложности с использованием воды источника. Это свидетельствует о нарушении ранних отношений между ребенком и матерью.

Терапевт предлагает клиенту попить из источника, растереть себя водой, искупаться. Клиент может отказываться, т.к. вода кажется ему грязной, может отравить. Если все же он ее попробует, она может иметь неприятный, кислый вкус, оказаться слишком холодной или горячей. Психотерапия в данном случае будет заключаться в медленном привыкании к воде.

2 важное упражнение – прослеживать, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и, наконец, вливается в море. В процессе этого распаковываются обусловленные конфликтами мотивы препятствия-недопущения.

Следуя по течению ручья, пациент часто обнаруживает запруду. Это может быть бетонная стена, дощатая перегородка, вода может попадать в еще больший водоем перед городской стеной, закрывающей сток.

Лёйнер здесь ссылается на идею Фрейда о застое (скоплении) аффекта, которое символизирует плотина. Методом отреагирования становится стекание, отток аффекта.

Другим препятствием может стать то, что вода уходит в песок, исчезает в отверстии земли и продолжает течь уже под землей. Острым нарушением является, когда вода в ручье отсутствует с самого начала.

Также есть утонченные варианты сопротивлений – когда клиент следует по течению реки, но ландшафт остается одним и тем же. Ожидаемое развитие не наступает. Либо ручей течет по кругу, и клиент каждый раз оказывается в том же месте, где и был.

Наталкиваясь на такие противоречия, человек сам бывает поражен, и это дает ему пищу для размышлений.

Еще одна противоестественная ситуация, если временами ручей течет в гору, преодолевая закон тяготения. Это характерно для истероидных и инфантильных клиентов, указывает на тенденцию отрицания реальности.

  • Мотив Море

Этот мотив не относится к стандартным мотивам, является дополнительным.

Море по Лёйнеру – бесконечный резервуар воды с бездонной глубиной. По сути, символ самого бессознательного. Это очень смутная величина. В воображении клиентов Море может быть приветливым (в него можно нырнуть, поплавать, увидеть сказочный подводный мир), но может иметь и враждебный характер. На Море может быть шторм, и оно может заглатывать корабли и людей. В его глубинах могут скрываться монстры. Иногда морские чудовища выходят на берег, даже если клиент только посмотрел на море с берега.

В символдраме не рекомендуется погружать клиентов в глубины Моря на начальных этапах терапии, а также не рекомендуется делать это неопытным терапевтам.

Лёйнер называет тому 3 причины:

1. При встрече с архетипическими существами терапевт не будет знать, что делать, чтобы встреча с ними имела действительно терапевтический эффект.

2. Техники, в которых вторжение в бессознательное происходит форсированным путем, противоречат принципу естественного развития, согласно которому психотерапевтический процесс происходит только тогда, когда материал перерабатывается шаг за шагом. «Просверливание» в глубину психических переживаний активирует не только страхи, но и защитные механизмы, усиливает тенденции вытеснения.

3. Если даже результат погружения в Море не будет отрицательным, вряд ли он даст больший терапевтический эффект, чем работа с материалом, раскрывающимся на поверхности.

Но также Лёйнер отмечает, что есть клиенты, которые сильно стремятся в Море, настаивая на проведении такой сессии. В этом Лёйнер просматривает мазохистическое угнетение и аутоагрессию.

Таким образом, непосредственная работа с мотивом Моря, а также поиски затонувших кораблей и их обломков, бывает полезна лишь в исключительных случаях. По мнению Лёйнера, подобные глубинные исследования всегда несут в себе что-то ужасающее и сильно конфронтирующее, если это не вытеснено все целиком и с самого начала. Но тогда контакт с архетипической природой не состоится вовсе.

  • К высшей ступени относятся 3 мотива:

1. Пещера. Мотив связан с подземным миром. Отверстия к глубинным слоям бессознательного, откуда спонтанно могут выходить символические фигуры, существа. Также женский генитальный аспект

2. Вулкан. Извергающий огонь Горы (Гора – один из 5 стандартных мотивов 1 ступени). Образ актуален, когда клиент находится под сильным агрессивным гнетом, например, после тяжелой обиды

3. Фолиант. В фолианте содержится особый материал, извлекаемый из глубины, в котором зашифрован символический смысл

Работать с ними рекомендуется только опытным терапевтам, прошедшим специальное обучение.