1. Демонстрируйте взаимное уважение и доверие к детям, уверенность в них. Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, необходимо сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ним.
2. Принимайте чувства ребёнка, не оценивая и не осуждая их.
3. Используйте в общении с ребёнком технику «активного слушания». Повторение высказываний ребёнка «слово в слово», полное описание пережитых им чувств и переживаний будет говорить о принятии и понимании его взрослым.
4. Стремитесь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, не подавляя строгостью и наказанием.
5. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, Вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
6. Используйте в общении больше положительных и предвосхищающих оценок.
7. Оценивайте не ребёнка, а его поступки (не «ты - неряха», а «ты сделал неаккуратно»).
8. Поддерживайте ребёнка. Взрослый может поддержать ребёнка,
признавая его усилия и вклад, а также демонстрируя, что понимает его
переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды
поддержка нужна даже тогда, когда ребёнок не достигает успеха.
9. Анализируйте в общении обратную связь от детейв том, как ими
воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Изменение поведения взрослого требует практики и терпения.
Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует
остановиться и проанализировать переживания и поступки, как
ребёнка, так и свои.
В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
10. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
11. Используйте в общении с детьми контакт «глаза в глаза» на уровне глаз детей. Взгляд взрослого должен быть заинтересованным.