Найти в Дзене
Жить по Христу

Слово в защиту апостола Фомы

Мало кто из христиан способен по памяти воспроизвести имена всех двенадцати апостолов. Здесь, так сказать, будут варианты. И это мягко говоря. Но имя одного из апостолов, практически без вариантов, знают все христиане без исключения, да и не только они. Это апостол Фома. И «прицепом» к его имени идёт прилагательное – «неверующий». За что же апостола Христова так приложили? Синоптические Евангелия дают нам крайне мало информации о Фоме. Кроме имени, фактически не сообщают ничего. Но Евангелие от Иоанна раскрывает его личность достаточно полно. Его имя, Фома, еврейского происхождения, означает оно «близнец». Такое пояснение даёт сам Иоанн Богослов: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец («δίδυμος», «дидимос») …» (Иоанна 11:16(а)). Что скрывается за этим именем, не вполне ясно. По роду своей деятельности Фома, скорее всего, был рыбаком. На это указывает текст Иоанна: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называем
Оглавление

Мало кто из христиан способен по памяти воспроизвести имена всех двенадцати апостолов. Здесь, так сказать, будут варианты. И это мягко говоря. Но имя одного из апостолов, практически без вариантов, знают все христиане без исключения, да и не только они. Это апостол Фома. И «прицепом» к его имени идёт прилагательное – «неверующий». За что же апостола Христова так приложили?

К.В. Лебедев (1852-1916), Явление воскресшего Господа апостолу Фоме, начало XX в, Из собрания Государственного музея истории религии. Источник изображения www.ippo.ru
К.В. Лебедев (1852-1916), Явление воскресшего Господа апостолу Фоме, начало XX в, Из собрания Государственного музея истории религии. Источник изображения www.ippo.ru

Синоптические Евангелия дают нам крайне мало информации о Фоме. Кроме имени, фактически не сообщают ничего. Но Евангелие от Иоанна раскрывает его личность достаточно полно.

Его имя, Фома, еврейского происхождения, означает оно «близнец». Такое пояснение даёт сам Иоанн Богослов:

«Тогда Фома, иначе называемый Близнец («δίδυμος», «дидимос») …» (Иоанна 11:16(а)).

Что скрывается за этим именем, не вполне ясно.

  • Одни считают, что у него был брат близнец.
  • Другие же говорят, что он «человек с двоящимися мыслями». Связывают это с сомнениями Фомы о воскресении Господа.
  • А один из комментаторов Евангелия (Лопухин А.П.) предлагает мнение, что Фома есть «человек двоящейся природы».

По роду своей деятельности Фома, скорее всего, был рыбаком. На это указывает текст Иоанна:

«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Иоанна 21:1-3).

Но что же мы можем сказать о его характере?

Впервые Иоанн Богослов повествует нам об апостоле Фоме в связи со смертью и воскрешением Лазаря (Евангелие от Иоанна 11:1-16).

Господь говорит апостолам, что «…Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11(б)). Ученики же Его, это известие воспринимают с радостью: «Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет» (Ин.11:12).

Здесь, в этом сюжете, апостол Иоанн желает показать нам, что Иисус промедлил четыре дня не случайно, а чтобы ученики Его вполне удостоверились, что Лазарь умер, а Учитель их силен воскресить умершего. Возможно, что два предыдущих случая с воскрешениями (дочь Иаира (Марк 5:22-24, 35-43) и сын Наинской вдовы (Лука 7:11-15)) не достаточно убедили учеников. Может ещё были у них сомнения, что-то вроде «ну не совсем они и умерли», глубокая потеря сознания, состояние клинической смерти, как мы сейчас выразились бы. А тут уже четыре дня, как Лазаря похоронили. Сомнений никаких.

«Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Иоанна 11:13-15).

И вот здесь Иоанн особо показывает реакцию Фомы:

«Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Иоанна 11:16).

О чём думал Фома?

Скорее всего о том, что возврат к жизни Лазаря просто невозможен, что и они, последовавшие за Иисусом Назореем, обретут такой же финал, «…и мы умрем с ним». А вот «с ним» это с кем? С Иисусом или с Лазарем? Скорее всего здесь бóльшее значение имеет «мы умрём». И как Лазарь, да и как Иисус, так как:

«После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Иоанна 11:7,8).

То есть Фома говорит, что все мы умрём, если всё дело будет идти так и далее. Всё идёт «не так»! Но и не отказывается следовать за Христом, говоря «пойдем». Смелый человек!

Но не будем торопиться бросать камни в апостола Фому за его неверие. Как говориться, торопиться не надо.

Следующий сюжет здесь:

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (Иоанна 14:1-4).

Господь говорит о каких-то обителях, месте, пути, притом ещё указывает на то, что апостолы это тоже знают. Да, знают, но у них ещё не конца спáла пелена с глаз, многое ещё не понятно, не вполне открылся разум к понимаю Писания и слов Господних. Хотя Иисус уже прямо говорил им об этом, причём не единожды, слышали они и молитвы Его. Но нет пока понимания всего.

И вот находится один, который возвышает голос свой, озвучивает общие для всех непонимание и сомнения:

«Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Иоанна 14:5).

Заметим, Фома не употребляет «я», он говорит от лица всех. В ответ же Господь произносит слова, которые мы очень любим цитировать, говоря о Спасителе:

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).

Знали бы мы эти великие слова, если бы Фома не задал тот вопрос?

Как часто бывает, что у многих в разуме есть непонимание, вопросы, сомнения, но большинство предпочитает хранить многозначительное молчание. Скажешь слово, задашь вопрос, обнажишь свои мысли и душу, а как результат получишь негатив от окружающих, ярлыки прилепятся, хотя эти самые окружающие думают и мыслят подобное говорящему и вопрошающему.

Но Фома смелый человек, говорит вслух. Как и в случае с Лазарем, так и здесь, он смело и открыто озвучивает общие настроения, подставляя тем самым себя. Но чрез эти его поступки мы лучше знаем, понимаем и видим ту метаморфозу, которая произошла с апостолами, как они от ложных ориентиров, страхов, сомнений, обратились к Истине, как стали несгибаемыми вóинами Христовыми, провозвестниками Царствия Божьего, глашатаями любви Божией, открывшейся во Христе Иисусе.

Но главное событие, связанное с апостолом Фомой, находится здесь:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа… Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:19-20, 24-29).

Почему Фома отсутствовал при первом явлении Господа, мы не знаем. Может это было от того, что Фома хотел скорбеть по Господу в одиночестве, а может потому, что отчаяние охватило его. Не знаем, Писание об этом нам ничего не говорит.

Другие же апостолы, при встрече с ним, стали свидетельствовать о воскресении Христа. Ответ же Фомы – «не верю и не поверю, пока не…».

Вот здесь и приложили к нему ярлык «неверующий».

Но справедливо ли это?

Категорически нет! Протестую!

А чем Фома, собственно говоря, принципиально отличался от других апостолов и прочих учеников в плане неверия? Да ничем! Кроме как смелостью и откровенностью в высказываниях.

Обратимся к тесту Евангелий:

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили» (Марка 16:9-11).

А что это их всех не наименовали «неверующими»?

«После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» (Марка 16:12,13).
 Йозеф фон Фюрих  (1800–1876),  По пути в Еммаус, Kunsthalle Bremen. Источник изображения commons.wikimedia.org
Йозеф фон Фюрих (1800–1876), По пути в Еммаус, Kunsthalle Bremen. Источник изображения commons.wikimedia.org

Одним из этих путником был некто Клеопа (Лк. 24:18). Так почему его не называют «Клеопа неверующий»? Он же тоже не поверил свидетельствам тех, которым явились ангелы, засвидетельствовавшие о воскресении Господа (Лк. 24:19-24). Иисус же сказал им:

«Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Луки 24:25,26).

Но Клеопа и его товарищ не торопились веровать.

«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Марка 16:14).

Так в чём же дело, в чём мы упрекаем апостола Фому? Если только в честности и искренности?

Да никто не поверил в воскресение Иисуса Христа, пока не увидели Его воскресшим сами! Может быть кроме апостола Иоанна (Ин. 20:8-9). Но и этого мало. Были и такие, кто и увидев усомнился:

«…и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Матфея 28:17).

Вот эти то, усомнившиеся, более всего вызывают вопросов.

Ну а что же Фома?

Фома не хочет веровать легкомысленно. Он именно что желает уверовать! Но хочет подтверждения, основательности, неопровержимого свидетельства! Он жаждет вырваться из этой тьмы неверия к свету Истины!

Неужели мы решимся обвинять его в том, что он не хочет быть легкомысленным и легковерным? Хотя сейчас подавляющее большинство тех, кто называет себя христианами, пребывают именно в таком состоянии, легкомысленном и легковерном. Увы.

Кому-то слова Фомы «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» могут показаться дерзостными. Но это не так. Он честен, искренен, не прячет сомнения от окружающих, не «прогибается» под мнение большинства, не боится упрёков, насмешек!

Фома просто герой, ищущий Истину, который готов на всё, чтобы эту Истину обрести.

И что же, Господь отверг Его? Нет!

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Иоанна 20:26,27).

Христос удостоил его Своим явлением, ответил не его искания, принял Фому. Вложил ли Фома руку свою в рёбра Спасителя, мы не знаем, текст же молчит. Промолчим и мы.

Каков же результат этого явления?

  • Мы слышим слова, которым нет подобных по силе во всём Новом Завете:
«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28).
Икона, Уверение апостола Фомы. Источник изображения pravoslavie.ru
Икона, Уверение апостола Фомы. Источник изображения pravoslavie.ru

Нет нигде более такого прямого и недвусмысленного свидетельства о Божестве Иисуса Христа!

Господь мой и Бог мой!

Никаких компромиссов и недомолвок! Только так!

Господь мой и Бог мой!

Чего только не пытались по этому поводу изобрести противники христианства. От заявлений о непризнании богодухновенности всего Евангелия от Иоанна до просто нелепых утверждений, что это просто возглас удивления, что-то типа того, как люди ныне в эмоциональном порыве восклицают «Боже мой», «о Господи», а то и «ну ничего себе!» и прочее. А один из критиков, не найдясь как отрицать прямое наименование Христа Богом, сказал «просто случайно затесавшийся Фома». Вот так, просто? Заметим, Фома не просто так восклицает, удивляется, Фома это говорит Ему, воскресшему Христу, называя Его

Господь мой и Бог мой!

А Христос не переубеждает его, не поправляет, не указывает на третью заповедь («Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7)), но подтверждает эти слова:

«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).

Всё верно, всё так, надлежало уверовать в то, что Сын Божий, ставший человеком (Ин. 1:14) «…ради нас и нашего ради спасения», Спаситель наш, есть

Господь мой и Бог мой!

И никак иначе! Только следует не забывать, что Он есть и истинный Человек.

Какими словами мы должны благодарить Фому за его неверие, за его дерзновенные слова сомнения о воскресении Христа, если мы теперь имеем такое его свидетельство?

И слава Богу за Иоанна, зафиксировавшему это событие в Евангелии.

Фома герой веры, преодолевший всякое сомнение и неверие, не побоявшийся открыть сокровенное сердца своего, открывший душу пред всеми. Смело, решительно, без малейшей тени лицемерного желания выглядеть пред окружающими хоть чуток лучше, показаться окружающим более праведным и правильным, чем остальные.

О дальнейшей жизни Фомы Новый Завет нам не сообщает ничего конкретного. Но древние христианские писатели, которых принято называть Отцами Церкви (Григорий Богослов, Блаженный Иероним, Амвросий Медиоланский и другие), говорят о том, что апостол Фома с проповедью Евангелия дошёл до Индии. А спустя почти полторы тысячи лет в Индию прибыли португальские купцы и миссионеры, чтобы дать жителям Индии Благую Весть о Христе Спасителе. Каково же было их изумление, когда там они обнаружили христианские церкви, а также верующих, которые называли себя христианами апостола Фомы.

Такой он, Фома «неверующий».

Да, был неверующий, сомневающийся, но Христос сказал, что кому много прощается, тот много любит. Вот апостол Фома и самой жизнью своей показал, как он возлюбил Христа Бога своего. Верующий Фома.

Так дай нам Господь, чтобы и мы хотя бы слегка были такими «неверующими», как апостол Христов.

Аминь.

Те, кто желает удостовериться в истинности воскресения Христова, жмите сюда → А правда ли, что Христос воскрес? Почему важно знать точный ответ.

Или обратитесь напрямую к Господу Богу, в молитве. Преодолейте свои сомнения и неверие.

Подборка статей о Божественности Иисуса Христа.

Читайте также:

Было ли легко Христу...

Что значит достойно или недостойно причащаться?

Вход Господень в Иерусалим. Трагедия ложных ожиданий.

Страстная седмица. Среда. Предательство Иуды. Почему?

#воскресение христово #пасха #фомино воскресение #апостол фома #фома #иисус христос #христианство #церковь #вера