Найти в Дзене

Стиль Модерн в архитектуре

Стиль, которому суждено было стать последним «большим стилем» в истории человечества, в России называли МОДЕРН, во Франции - «ар-нуво», в Англии «современный стиль», в Австрии, Чехословакии, Польше - «сецессион», в Италии «стиль либерти», в Испании «модернизмо». Время его возникновения определяют как 1880-1890-е годы.

Что в новом стиле представляется самым главным?

Во-первых, стремление передать естественное изящество природы. Все изысканные линии модерна, которые кажутся иногда вычурными, на самом деле подсмотрены в движении ветвей, теней, в игре солнечных бликов. Изменчивость и многообразие переданы в материале твёрдом и прочном, таким образом преодолевается фундаментальное в культуре противоречие вечного и временного.

Во-вторых, широта охвата явлений жизни: модерн и распространялся широко, и шёл вглубь. В эпоху, предшествующую модерну, появились тысячи разнообразных остроумных приспособлений, касающихся быта; модерн стремится сделать прекрасно-функциональным их все.

Третья, очень важная часть модерна - стремление стереть границу между искусством и действительностью, между эстетическим и неэстетическим, между образом и жизнью человека. 

-2

Принцип организации пространства в модерне: это единство внешнего и внутреннего, конструктивное и утилитарное соответствие фасада и интерьера. Вообще исчезло деление на «конструктивные» и «декоративные» элементы: любая видимая часть конструкции оформлялось таким образом, чтобы вносить дополнительный элемент эстетики. Дом проектировался не так, как раньше, т.е. с акцентом на фасад и в целом равнодушным отношением к тому, насколько рационально и комфортно устроено пространство внутри. Напротив, проектирование шло изнутри наружу, от главной внутренней оси (часто это была лестница, от которой, как от ствола дерева, росли этажи и комнаты) к объемам стен. Самые разнообразные элементы - мансарды, башенки, фонари - могли украшать фасад в соответствии со вкусом и пристрастиями заказчика или членов его семьи, но с точки зрения внутренней структуры дома они непременно бывали оправданы.

-3

Применение наряду с традиционными новых материалов, и среди них первые - сталь и железобетон, позволили архитекторам внедрять новые формы зданий, текучие, пластичные, что называется, близкие к природе. Мастера модерна умели представить себе любую часть и деталь, от фасада до мельчайшего столового прибора, и сделать эскиз. Они так же знали, как выполняется вещь в том или ином материале, т.е. был в совершенстве знаком с любыми современными технологиями и с процессом производства. Результаты применения машинных процессов соседствовали в ансамбле с произведениями ручного труда. 

-4

Внутри светлых зданий с асимметричными фасадами, декорированными плиткой или сюжетными майоликовыми панно, богатыми орнаментами, начиналось царство текучих форм: лестницы, камины, порталы, покрытые лепными цветочными гирляндами или в обрамлении богатейших барельефов, изгибались, создавая ощущение не заставшего, а вечно двигающегося, живого интерьера, подобного лесу или саду. Окна и витражи создавали эффекты мерцания цветного света, и ни один ракурс не повторял другой. Стены покрывал орнамент - причудливый, криволинейный, обильный, он сочетал фантастические элементы с традиционными народными мотивами. 

-5

Самое главное в модерне не обилие лепнины и не оформление каминов или порталов. Самое главное - плавная линия, соединяющая весь ансамбль, не сразу бросающаяся в глаза, но держащая всю композицию и не дающая ей распасться. 

Изогнутый стебель. Листья причудливой формы, комбинирующиеся в разных видах. Соцветия. Развившийся на ветру локон женских волос. Птичьи перья, особенно конечно павлиньи. Лебединая шея. Конский хвост, стелющийся по воздуху. Волна. Всё это относится к миру природы, и все это оказалось воплощено в твёрдом строительном материале. Архитектор - то ювелир, то инженер - должен был постоянно держать в голове мысль о том, что настоящая красота функциональна, а настоящая полезность прекрасна. 

-6

Итак, представим себе некоторый обобщенный образ дома в стиле модерн. Центр композиции - лестница, ведущая с этажа на этаж, но не под острыми углами, а плавно изогнутая. Она расположена внутри объёма здания и, даже если асимметрично сдвинута на плане, все равно ее ось становится центральной вертикалью.

-7

Будем учитывать, что участок, выделенный домовладельцу в черте города, мог быть в плане любой формы и на деле чаще всего оказывался асимметричным многоугольником. Соответственно, перед архитектором стояла задача вписать здание в существующее пространство. Отсюда и асимметрия домов модерна - функциональность, эстетически осмысленная. 

Пространства лестница занимает давольно много, и его надо освещать. Поэтому на фасаде делалось окно во всю высоту лестницы, достаточно широкое, чтобы света было больше. Со стороны фасада оно становится зрительной доминантой и архитектор это подчёркивал. Как? Формой рамы, оконными переплётами и богатым декором наличников. Переплеты рамы криволинейны, асимметричны, перетекают один в другой, как ветви дерева. Сверху может быть полукруг, а снизу прямоугольник или трапеция, и тогда перед нами предстанет абрис как бы гигантской замочной скважины.

-8

Барельефы снаружи компенсируют прямые углы нагромождением соцветий, листьев, странных форм или существ. Все это великолепие может венчать маскарон - известное с давних времён лицо-барельеф. Как и прочие детали художественного решения, он соответствовал общей эстетической задаче дома, тому образу мира, который, согласно желанию заказчика, создавал зодчий-декоратор. 

-9

Чтобы закончить тему лестницы, скажем только одно: находясь в идейном и композиционном центре дома, составляя его главную ось, она поддерживала также и метафору дома, растущего естественно, как дерево. Недаром очень часто рядом с лестницей находились колонны, бывало, что и древовидные, с причудливыми сюжетными капителями, на которых рассказывалась какая-то, допустим, сказка. 

-10

Любая деталь снаружи отзывалась внутри. Некий элемент использовался везде, возникая то на решетке балкона, то у лестницы, то во внутреннем оформлении окна: это был знак единства замысла. Витражи, в изобилии украшавшие окна, поддерживали основную тему дома. А тема могла быть какой угодно: китайская пагода, или средневековый замок, или обобщенный образ сада, леса, морского берега и т.д. Главное - общая идея.

-11

Проникнув во все сферы социальной жизни, охватив собою все, от городского ландшафта и до последней ложки или нижнего белья, модерн рассыпался, как дым, когда началась Первая мировая. Да, поздние образцы этого стиля можно найти и много позже, но это были новые изделия по старым формам, а не способ мышления в вещах.

Из книги Веры Калмыковой «Как начать разбираться в архитектуре»