ПОДЛОДКИ ПРИБРЕЖНОГО ДЕЙСТВИЯ
Эти маленькие субмарины были способны действовать только в прибрежных районах, на небольшом удалении от своих баз. Их малые размеры определяли недостаточный для длительного плавания запас топлива, и ограничивали количество вооружения. Ценность же этих небольших кораблей заключалась в исключительно быстрых темпах постройки, что в условиях войны было крайне важно. От закладки до вступления в строй у этих субмарин уходило не более 4-х месяцев! Благодаря этому немцам удалось в кратчайший срок резко усилить свои подводные силы.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB-I
(17 единиц - от UB-1 до UB-17)
Однокорпусные подводные лодки типа UB-I начали строить в ноябре 1914, а с января по май 1915 все они вступили в строй. Появление этих субмарин было вызвано стремлением в кратчайшие сроки обеспечить флот большим количеством подлодок, которые можно перебрасывать по железной дороге на любой театр военных действий. Конструкция UB-I была предельно упрощена; их главными недостатками признавались одновальная установка, малая скорость и плохая маневренность.
Из 17 построенных лодок типа UB-I две были переданы Австро-Венгрии и одна — Болгарии. 8 лодок погибли в боевых походах (обстоятельства гибели одной из них неизвестны, и потому эта лодка считается пропавшей без вести). Еще одна субмарина этого типа села на мель и была захвачена французами.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB-II
(30 единиц - от UB-18 до UB-47)
Лодки типа UB-II строились в 1915 – 1916 гг. и являлись развитием лодок типа UB-I. Основные улучшения заключались в установке двух независимых друг от друга энергетических установок, увеличении скорости надводного хода, дальности плавания и в усилении вооружения. При этом, хотя размеры и водоизмещение нового типа несколько увеличились, была сохранена возможность транспортировки по железной дороге. Техника строительства заметно усовершенствовалась, и лодки этого типа вступали в строй уже всего через 3 месяца после закладки!
Две лодки типа UB-II передали Австро-Венгрии. Из немецких субмарин в ходе войны погиб 21 корабль. Из них 8 подорвались на минах (2 в Черном море, 2 – в Северном, остальные – в Ла-Манше и у берегов Фландрии). Другие 9 UB-II потоплены при атаках на конвои эскортными кораблями, 2 – авиацией, 1 – британской подлодкой (все в Ла-Манше и у Фландрии). Еще одна субмарина этого типа потонула на Балтике после столкновения с крейсерской лодкой.
Подводные лодки прибрежного действия типа UB-III
(в строй вошли 85 единиц с номерами от UB-48 до UB-150)
Лодки типа UB-III строились с 1916 по 1918 г. При их создании за прототип взяли крейсерскую лодку U-7; в результате UB-III по составу вооружения приближались к крейсерским подводным лодкам. От ранних прибрежных субмарин UB-III отличались двухкорпусной конструкцией, улучшенными обводами корпуса и большими запасами топлива. Всего было заложено 202 корабля, но в строй до подписания перемирия вошло только 85 единиц (в 12 сериях).
В ходе боевых действий немцы потеряли 37 лодок типа UB-III. Из них 17 субмарин были потоплены при атаках на конвои эскортными кораблями (5 – в Средиземноморье, остальные - в районах вокруг Великобритании). 15 подлодок погибли на минах (все в Ла-Манше и Северном море). Еще 3 UB-III были торпедированы подлодками противника (2 в Средиземноморье, 1 в Атлантике); одна расстреляна береговыми батареями у Фландрии, а одна пропала без вести. Кроме того, одна UB-III погибла не в боевой обстановке: при учебном плавании в Балтике столкнулась со своими же кораблями. А еще три лодки были затоплены своими экипажами после поражения Германии.
ПОДВОДНЫЕ МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ
Подводные минные заградители, предназначенные для минных постановок в районах, контролируемых противником, немцы начали строить уже после начала войны. За основу проекта была взята подлодка прибрежного действия UB-I; проект переработали, удлинив корабль вставкой 6-метровой секции минного отсека. Как и прибрежные лодки, подводные минные заградители строились очень быстрыми темпами.
Малые подводные минные заградители типа UC-I
(15 единиц - от UC-1 до UC-15)
Все 15 кораблей типа UC-I вошли в строй с апреля по июль 1915 г. Лодки были спроектированы и построены за чрезвычайно короткий срок — всего за 6 месяцев, что и предопределило их техническое несовершенство. Малая скорость хода и ограниченная дальность плавания стали причиной использования UC-I только на прибрежных театрах. Они действовали в проливе Ла-Манш, Северном, Адриатическом и Черном морях.
Корабли типа UC-I были первыми и последними боевыми подлодками в мире, которые не несли никакого оружия, кроме мин. Их 6 минных шахт проходили наклонно через прочный корпус; в каждой шахте помещалось по 2 мины.
Три таких заградителя подорвались на минах и затонули в Средиземном море. Так же на минах, но у побережья Фландрии погибли еще два корабля этого типа. Другие две лодки типа UC-I были потоплены английскими гидросамолетами в устье Темзы. Одна затонула в Черном море во время шторма; другая, там же, в Черном море, погибла предположительно на минах. Остальные корабли были потоплены либо артиллерийским огнем и глубинными бомбами кораблей союзников, либо береговыми батареями. Из всей серии уцелела лишь лодка UC-8, севшая на мель у побережья Нидерландов. Голландцы интернировали корабль, и включили в состав своего флота.
Подводные минные заградители типа U-71
(10 единиц - от U-71 до U-80)
Подводные заградители типа U-71 строились в 1915-1916 гг. для минирования путей конвоев, следовавших через Атлантику. Для постановки мин эти корабли имели кормовые горизонтальные минные трубы, в которые мины перемещались со стеллажей ручным приводом. Торпедные аппараты были палубными, и перезаряжались только в надводном положении. Топливные цистерны располагались в булях снаружи легкого корпуса. В качестве двигателей надводного хода использовались дизели, заказанные русским морским ведомством для подлодок типа «Барс», и конфискованные немцами. В ходе боевых действий было потеряно 7 кораблей этого типа. Одна лодка погибла на минах, две других – были потоплены артиллерией надводных кораблей (все - в Северном море). Еще три заградителя были расстреляны корабельной артиллерией противника на Балтике, и один затоплен своим экипажем в Средиземном море. Оставшиеся корабли по репарациям передали союзникам.
Малые подводные минные заградители типа UC-II
(64 единицы - от UC-16 до UC-79)
Двухкорпусные лодки типа UC-II строились в 1916-1917 гг. Предназначались для постановки мин в более удаленных районах, чем побережье. По сравнению с типом UC-I имели усиленное вооружение, увеличенные скорость и дальность хода. Наличие торпедного и артиллерийского вооружения позволяло лодкам после постановки мин действовать на коммуникациях противника. Корабли типа UC-II ставили мины и топили вражеские суда у берегов Ирландии, у атлантического побережья Франции, в Средиземном море – у берегов Италии, Греции, Египта, Сирии и Палестины. При этом глубинными бомбами и артиллерией надводных кораблей противника были потоплены: в Ла-Манше и в устье Темзы - шесть, у побережья Фландрии – десять, в Атлантике – две, в Средиземном море – три лодки типа UC-II. Кроме того, в тех же районах подорвались на минах и затонули еще десять таких заградителей. Торпедами английских и французских лодок в Средиземном море, в Атлантике, в Северном море и у побережья Фландрии были уничтожены девять UC-II. После потопления английским гидросамолетом в Северном море одного заградителя, и гибели еще одного - при столкновении с другой подлодкой в Ла-Манше, в строю к окончанию боевых действий оставалось 23 лодки этой серии. Но уже после прекращения боевых действий в Средиземном море экипажами, не желавшими сдавать свои корабли противнику, были затоплены еще пять UC-II. Оставшиеся корабли были переданы по репарациям союзникам и разобраны ими на металл.
Подводные минные заградители типа U-117
(10 единиц - от U-117 до U-126)
Эти океанские лодки, строившиеся в 1917-1918 гг., являлись развитием заградителей типа U-71. Они имели более мощное вооружение, увеличенные скорость и радиус действия. Обводы легкого корпуса обеспечивали отличную управляемость в подводном положении.
Заградители-крейсера предназначались для минных постановок у берегов США. Мины хранились в стеллажах в кормовой части, и для постановки грузились в трубы в горизонтальном положении - при помощи электропривода; 10 запасных торпед располагались на стеллажах внутри прочного корпуса + 10 торпед в герметичных контейнерах на верхней палубе. Однако перегруз палубы привел к плохой остойчивости, и для устранения этого недостатка торпедные пеналы с палубы убрали (что сократило число торпед до 12), сняли второе 150-мм орудие (по проекту их было 2), а так же сократили число якорных мин с 48 до 42.
К моменту подписания перемирия было построено 9 подлодок; но все они еще проходили испытания, и в войне успела принять участие только головная - U-117, совершившая боевой поход к берегам США. После окончания войны все заградители были переданы союзникам по репарациям; их либо разрушили, либо уничтожили в ходе экспериментов и боевой подготовки.
Подводные минные заградители типа UC-III
(25 единиц - от UC-90 до UC-114)
Лодки UC-III типа, строившиеся в 1918 г., отличались от UC-II увеличенными глубиной погружения и дальностью плавания, но уменьшенным количеством мин. Из строившихся 25 лодок до окончания войны в строй успели вступить только шесть кораблей. Из них в ходе боевой подготовки UC-91 затонула после столкновения с кораблем обеспечения. Лодку подняли в сентябре 1918 г., отремонтировали и вновь ввели в строй. Но в 1919 г. при переходе морем для сдачи победителям UC-91 была затоплена экипажем. Остальные лодки по репарациям были переданы союзникам, и теми сданы на слом.
1МВ. Подводный флот Германии (01). Подлодки кайзера идут на войну
1МВ.Подводный флот Германии (02). Крейсерские подлодки
1МВ. Подводный флот Германии (04). Подводные асы
Другие статьи канала по теме «Подводный флот 1-й мировой войны»:
Подводный флот Великобритании в 1-й мировой войне
1МВ: подлодки «Лоскутной империи»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…